Каталоги вейкбордических катеров отличаются от прочих интересной особенностью — на видном месте там стоит фотография кильватерной волны. Именно форма этой волны определяет уровень и класс катера

У каждого катера свой индивидуальный «почерк» — форма кильватерной волны Х-2
Отличия вейк-катеров от обычных
Эскиз вейк-катера будущего, нарисованный Питером Гранатой специально для Popular Mechanics

Первыми катерами для вейкборда были слегка модифицированные воднолыжные катера, на которые устанавливалась специальная штанга-тауэр для крепления фала и добавлялись емкости для балласта. Низкое крепление фала, традиционное в воднолыжного спорте, в вейкбординге не годится — для прыжков через волны фал должен закрепляться как можно выше. То же самое с загрузкой катера — для получения хорошей большой волны катер должен быть основательно загружен. В самом начале проблема решалась довольно простым способом — в воднолыжный катер ближе к корме просто набивалось большое количество пассажиров-болельщиков. Довольно скоро их стали заменять 50-литровыми канистрами с водой, а чуть позже — специальными пластиковыми емкостями на корме, которые также заполнялись забортной водой.

Однако культура вейкбординга принципиально отличается от воднолыжного спорта — примерно как BMX от трековых велогонок. Одной из первых специализированные катера стала производить американская компания MasterCraft, выпустившая настолько удачную X-серию вейк-катеров, что один из них — MasterCraft X-2 — до сих пор остается официальным буксировщиком X-Games и других национальных чемпионатов США.

Что, помимо экстремального дизайна, отличает вейкбордические катера от всех других? Главное — уникальные обводы корпуса, дающие широкую и чистую кильватерную струю с гребнем, которая и делает возможными высокие прыжки. Большинство дорогих моделей оборудованы автоматической системой загрузки балласта, закачивающей воду в специальные цистерны на корме. Катера для вейка имеют меньшую осадку, чем обычные катера, что позволяет использовать их на мелководье. Малая осадка также способствует образованию более правильной кильватерной струи. Гребной винт у вейковых катеров сдвинут под днище — это повышает безопасность спортсмена. Руль направления устанавливается сразу за винтом и омывается мощной струей, что улучшает ответную реакцию. К тому же руль имеет угол отклонения до 110 градусов (против 60−90 у традиционных катеров), позволяя вейк-катерам иметь меньший радиус поворота.

Важное отличие катеров для вейкборда — мощные двигатели. Средняя мощность двигательной установки для воднолыжных катеров составляет около 190 лошадей. Двигатели же для вейкборда стартуют от отметки 250 л.с., а MasterCraft в стандартной комплектации ставит на свои катера 5,7-литровый V8 двигатель Vortec мощностью 310 л.с., которыми, кстати, GM комплектует свои легендарные Chevrolet Corvette. Точно так же, как можно заказывать «заряженные» «Корветы», можно заряжать и вейк-катера — вплоть до 8-литрового кадиллаковского двигателя мощностью 450 л.с. Избыточная мощность нужна катерам для того, чтобы при полной загрузке они сохраняли скорость и легкость в управлении.

Помимо MasterCraft, на сегодняшний день вейк-катера выпускают компании Air Nauticue, Supra, Tige, Correct Craft, Moomba и Malibu. Разные катера — разные волны. Какие из них хуже или лучше — определить невозможно, это дело вкуса или привычки.

Секретные материалы

Как будут выглядеть вейкбордические катера ближайшего будущего? Корреспонденту Popular Mechanics удалось побеседовать на эту тему с Питером Гранатой, владельцем компании Granata Design, который сейчас разрабатывает дизайн революционного катера X-Trek по заказу MasterCraft. Граната утверждает, что до него вейк-катера были всего лишь модификацией воднолыжных катеров, оборудованных более мощными моторами, наливными балластными емкостями, штангой-тауэром и раскрашенных в экстремальном стиле. В отличие от них X-Trek создавался с чистого листа.

В новых катерах место традиционной штанги-тауэра заняла центральная стойка с интегрированной аркой, которая позволяет прикрепить фал еще выше и, соответственно, делать более высокие и красивые прыжки. На стойке также располагается держатель для вейкбордов и направленные в корму мощные водонепроницаемые динамики стереосистемы — подбадривать райдера ритмичной музыкой или комментировать его ошибки и падения.

Сердцем катера будет новый двигатель Cadillac Northstar V8. Для улучшения центровки оба сидения — водителя и пассажира — максимально сдвинуты к центру. Обычно они делаются поворотными, но на X-Trek закреплены жестко, зато спинка сидения легко перекидывается взад-вперед, позволяя сидеть лицом или по ходу движения, или против него.

Конечно же, основные потребители таких катеров — представители Generation X. Поэтому и дизайн выдержан в соответствующем стиле. На смену плавным обводам, милым сердцу поколения беби-бумеров, пришел жесткий индустриальный стиль: весь механизм управления убран в зеленые алюминиевые трубы, уходящие под панель управления, а вдоль борта идут мощные хромированные поручни.

Мода на вейкборд давно вышла за рамки узкой экстремальной тусовки. Многие производители катеров для отдыха уже выпускают модели, стилизованные под «боевые» катера-буксировщики. Но мы-то теперь знаем, что должно быть внутри у настоящей вейк-машины.

Статья «» опубликована в журнале «Популярная механика» (№8, Август 2004).