Японцы нашли новое применение саке — высококлассная акустика

Последовательность производства деревянного диффузора

На прошлой неделе я общался с экспертом в области акустики. Он высказал интересную идею, что музыкальное произведение идеально звучит именно на тех носителях, аппаратуре или инструментах, для которых оно и писалось. Beatles, например, нужно слушать на виниле, и желательно через ламповые усилители, ведь именно на эту аппаратуру и рассчитывали музыканты, кстати, почти не дававшие живых концертов. Компакт-диски и цифровые усилители идеально подходят для современной музыки. А вот Баха и Моцарта обязательно надо слушать в концертном зале — великие мастера творили с расчетом именно на живые инструменты. Поэтому, кстати, спрос на скрипки Страдивари и Гварнери не спадает.

Действительно, картонные диффузоры современных акустических систем неспособны передать тончайшие нюансы звучания живых акустических инструментов, равно как картонная скрипка всегда будет проигрывать деревянной. Идея лежала на поверхности — сделать диффузоры из того же материала, что и сами музыкальные инструменты. Впервые ее попытались реализовать инженеры JVC. Однако от рождения идеи до изготовления первого рабочего прототипа прошло более двадцати лет.

Основная проблема, с которой столкнулись разработчики, это штамповка деревянного диффузора — деревянный шпон трескался и легко рвался. Японские инженеры перепробовали массу технологий для решения этой проблемы, включая распаривание и вымачивание древесины, однако безрезультатно.

После многих лет поисков ответ был найден… в японском пабе. Один из инженеров регулярно захаживал туда после работы и частенько заказывал тарелочку кальмаров — распространенную японскую закуску к пиву. Он всякий раз удивлялся: как удается поварам паба превращать обычно твердых и напоминающих резину сушеных кальмаров в нежнейшую закуску? Знакомство с поваром заведения помогло ему разгадать секрет — своей мягкостью кальмары были обязаны длительному вымачиванию в саке. Инженер решил применить полученные знания на работе, и, о чудо, результат превзошел все его ожидания: вымоченный в саке деревянный шпон приобрел необходимую для штамповки пластичность, и из-под пресса стали появляться деревянные пластины без трещин и разрывов. Тестирование полученных диффузоров привело к интересным открытиям — береза, особенно ее твердая сердцевина, дает наилучший звук. Дальнейшие эксперименты позволили отладить технологию: найти оптимальные температурные режимы штамповки, подобрать нужное давление и разработать рецептуру резины, из которой изготавливались матрицы для штамповки. С неменьшей тщательностью специалисты JVC отнеслись и к изготовлению корпусов колонок — на них пошли цельные 15-мм вишневые панели, а не традиционные плиты ДВП. Только процесс окраски состоял из одиннадцати операций.

Специально под деревянную акустику был разработан цифровой усилитель с гибридной обратной связью — Hybrid Feedback Digital Amplifier.

В конечной настройке системы приняли участие звукоинженеры из Tokyo Aoyama Recording Studio. В итоге на рынке появилась ни на что не похожая система JVC EX-A1. Мы раздобыли один из первых образцов в России и были поражены тем, как может звучать такая миниатюрная акустика. Действительно, рояль, скрипки и акустические гитары приобрели натуральное звучание. Совершенно непонятно, как система ценой чуть выше $500 может выдавать столь высококачественный звук. Если вы поклонник классической музыки и джаза — EX-A1, без сомнения, лучший выбор за эти деньги. Однако для хип-хопа ничего лучше бумбоксов еще не придумали. И, наверное, не надо.

Акустика предоставлена компанией «электронный уют»

Статья опубликована в журнале «Популярная механика» (№8, Август 2004).