Невероятно красивые автомобили, крутые повороты, сумасшедшие скорости и тысячи возбужденных зрителей вдоль маршрута — такой была гонка Mille Miglia, самое захватывающее автоспортивное соревнование Италии 1927−1957 годов. В гонках с итальянцами состязались иностранцы, но практически во всех довоенных состязаниях первыми финишировали пилоты на Alfa Romeo

Итальянцы, как известно, азартная нация. Поэтому не удивительно, что самая первая гонка Mille Miglia, которая прошла в 1927 году, стала невероятно популярной в стране. И соревнование стало ежегодным.

Своим рождением знаменитая гонка была обязана тому, что в 1921 году в маленьком городке Брешии провели первый итальянский Гран При. Однако уже в следующем году «Большой приз» переехал на недавно отстроенную трассу в Монцу, и Брешия оказалась в стороне от автоспортивной жизни Италии. Такой поворот событий оскорбил гордых жителей Брешии, и в 1926 году они решили снова сделать свой город центром автоспорта. Уроженцы Брешии Аймо Маджи и Франко Маззотти решили организовать гонку от родного города до Рима и обратно по перекрытым дорогам общего пользования. Долго организаторы не могли придумать названия для своей гонки, но потом кто-то подсчитал длину маршрута — оказалось около 1600 км, а кто-то вспомнил, что предки итальянцев — древние римляне — мерили расстояния в милях. В итоге самое известное итальянское соревнование получило отличное название Mille Miglia («Тысяча миль»). Исторически, впрочем, оно было недостаточно верным: в Римской империи миля равнялась примерно 1480 м, а длина маршрута гонки составляла примерно 1000 английских миль.

Неубиваемые O.M.

На старт первой гонки, которая состоялась в мае 1927 года, вышло 77 экипажей. Соревнование носило национальный характер: практически все пилоты были итальянцами. Стартовали с центральной площади Брешии — Пьяцца делла Витториа. Автомобили уходили на дистанцию с интервалом в одну минуту. Более медленные экипажи отправляли в путь первыми, фаворитов пускали в последнюю очередь.

Результаты первой гонки привели жителей Брешии в восторг — три первых места заняли пилоты на автомобилях марки O.M. (Officine Meccaniche), которые в то время выпускал завод в Брешии. Таким успехом гонщики были обязаны в первую очередь неубиваемости автомобилей O.M. Ехать приходилось по далеко не идеальным дорогам, и до финиша многие не добрались. В первой гонке с трассы сошло 22 экипажа. Поэтому выносливость машины ценилась не меньше ее мощности. Автомобили O.M. создавали на заводе, где изначально выпускали локомотивы. И поговаривали, что конструкторы O.M. снабдили автомобили «паровозной» надежностью.

Победителем самого первого соревнования стал Фердинандо Минойя. Он преодолел дистанцию за 21 час, пройдя 1000 миль со средней скоростью 77,3 км/ч. Пройдет три десятилетия — и победитель проедет трассу вдвое быстрее, но в конце 1920-х и такой результат впечатлил современников.

Непобедимая Alfa

Гонка 1928 года стала не столь удачной для итальянского городка. На этот раз автомобиль O.M. пришел на финиш лишь вторым. Победителем стал пилот спайдера Alfa Romeo 6C 1500 с кузовом от Загато. Он обогнал и соотечественников, и иностранцев. В гонке приняли участие французы на Bugatti, было и два экипажа на американских автомобилях. Средняя скорость победителя превысила 84 км/ч, а 1000 миль он преодолел за 19 часов.

Жители Брешии продолжали верить в победу своих автомобилей, но и 1929 год не принес им удачи. Экипаж O.M. снова на втором месте, а победитель — пилот спайдера Alfa Romeo 6C 1750 SS. Победы автомобилей Alfa Romeo были вполне объяснимы: целый отдел этой миланской компании занимался конструированием спортивных автомобилей. И отдел этот возглавлял талантливейший инженер Витторио Яно, которого миланцы сумели переманить из FIAT.

Передовые в техническом плане автомобили отличались изяществом форм. Кузова для гоночных машин делал Уго Дзагато. Именно в конце 1920-х судьба свела двух гениев — конструктора Яно и кузовщика Дзагато. Был и еще один человек, который выковывал спортивную славу Alfa Romeo. Его звали Энцо Феррари, он готовил автомобили к гонкам.

В то время в Италии сформировался и новый класс автомобилей — Gran Turismo («Дальняя поездка»). Такие машины были достаточно мощными, чтобы пилот уверенно чувствовал себя на гоночном треке, и достаточно комфортабельными и выносливыми, чтобы гонщик мог смело пуститься в дальнее путешествие.

Mercedes не дает расслабляться

В 1930 году гонка не преподнесла сюрпризов: первые три места достались пилотам Alfa Romeo. Но в ней было два любопытных эпизода. Во‑первых, за победу боролись два знаменитых итальянских гонщика Тацио Нуволари и Акиле Варци. Оба выступили на спайдерах Alfa Romeo 6C 1750. На последнем, ночном этапе Нуволари шел за Варци с потушенными фарами, усыпив бдительность конкурента, а незадолго до финиша включил их и совершил обгон. Впервые в истории гонок средняя скорость победителя превысила 100 км/ч. Вторым интересным событием было то, что в ней принял участие знаменитый немецкий гонщик Рудольф Караччиола на родстере Mercedes SSK. Он пришел шестым, но вознамерился выиграть следующую гонку.

Поскольку к 1931 году из-за неблагоприятной экономической ситуации Mercedes практически свернул гоночную программу, Караччиоле стоило большого труда уговорить выделить ему на гонку один автомобиль. Им стал укороченный и облегченный гоночный Mercedes SSKL c семилитровым мотором. Прославленный гонщик так хотел выиграть, что пошел на участие в соревновании за свои деньги. При этом в течение всей гонки он возил своего механика в качестве пассажира, в то время как экипажи других машин состояли из двух пилотов, которые периодически менялись местами. После десяти часов гонки Караччиола почувствовал сильную усталость и решил выйти из соревнования, но механик убедил его не останавливаться. Вскоре пилоту удалось обогнать три лидирующих автомобиля Alfa Romeo и одержать победу. Это была единственная победа иностранца в гонках довоенной поры. Итальянцы были страшно расстроены, а компания Alfa Romeo решила приложить все усилия, чтобы больше не допустить подобного.

Триумф миланцев

Усилия были не напрасны: гонка 1932 года стала самой успешной для Alfa Romeo. Автомобили этой марки заняли девять верхних строчек финишной таблицы. Победитель финишировал на Alfa Romeo 8C 2300, оснащенном рядной компрессорной «восьмеркой».

Новый автомобиль так хорошо зарекомендовал себя в гонках, что на следующем соревновании уже большинство итальянских пилотов выступали на Alfa Romeo этой модели. Победителем в гонке 1933 года во второй раз стал Тацио Нуволари. Его Alfa Romeo был подготовлен спортивной командой из Модены под руководством Энцо Феррари.

Гонка 1934 года стала одним из самых захватывающих соревнований. На трассе снова встретились два знаменитых гонщика Нуволари и Варци. Оба пилотировали одинаковые машины Alfa Romeo 8C 2300, но настроенные по‑разному и «обутые» в разные шины. На последнем этапе гонки пошел дождь, и шины Варци фирмы Pirelli с рисунком протектора, сделанным им самостоятельно, обеспечили лучшее сцепление с дорогой, чем Dunlop Нуволари. Варци прошел трассу за 14 часов 8 минут — на 8 минут быстрее конкурента. А его средняя скорость составила 114,3 км/ч!

Гонка 1935 года оказалась более спокойной. Победил, разумеется, пилот на Alfa Romeo. А соревнование 1936 года стало настоящим техническим курьезом: фашистская Италия испытывала острейшую нехватку бензина, но энтузиасты все равно вышли на старт. Многие выступали на газогенераторных автомобилях, а пилоты автомобилей с атмосферными двигателями заправляли их смесью спирта и бензола, которую ранее применяли для компрессорных Alfa.

В 1937 году в гонки включаются мощные французские автомобили Delahaye и Talbot. На прямых участках они быстрее «Альф», но проигрывают им в поворотах, так что победитель неизменен. Гонка 1938 года омрачена трагедией: в Болонье пилот Lancia потерял контроль над автомобилем, в результате чего погибло десять зрителей, семь из них — дети. Гонку остановили, а правительство запретило соревнования на дорогах общего пользования. В следующем году Mille Miglia не проводилось, а в 1940-м организаторы получили разрешение на проведение урезанного варианта гонки на 165-км маршруте — его было необходимо пройти девять раз. На этот раз соревнование выиграл немец на купе BMW 328 berlinetta touring.

10 послевоенных гонок

В первой послевоенной гонке 1947 года побеждает Alfa Romeo 8C 2900, и зрителям кажется, что миланские автомобили снова будут непобедимы. Однако это последняя победа Alfa Romeo. На сцену выходит Энцо Феррари, и машины его марки лидируют шесть лет подряд.

Победителем 1955 года становится англичанин Стирлинг Мосс на Mercedes-Benz 300SLR. При этом английский экипаж установил абсолютный рекорд трассы, который никто так и не смог побить. Произошло это благодаря тому, что Стирлинг и его штурман журналист Денис Дженкинсон тщательно изучили маршрут и составили подробную карту на многометровом рулоне бумаги. Дженкинсон проматывал легенду и предупреждал Мосса обо всех опасных участках. Экипаж не сделал ни одной ошибки и смог преодолеть трассу всего за 10 часов 7 минут. Средняя скорость составила 157,65 км/ч, причем на некоторых участках Мосс разгонял свой 310-сильный автомобиль до 270 км/ч! Ближайшие конкуренты — тоже мерседесовцы — отстали на 32 минуты.

В 1956 и 1957 годах победа вновь досталась Ferrari. Но в ходе последней гонки произошла вторая страшная трагедия: гонщик команды Ferrari, племянник короля Испании маркиз де Портаго, на скорости 250 км/ч пробил колесо и его машина влетела в толпу зрителей. Погибли десять зрителей и пилот со штурманом.

После этого уговорить правительство возобновить гонку не удалось. Возродилась она только в 1977 году — но это уже совсем иное мероприятие, по духу напоминающее скорее фестиваль, чем настоящую гонку. Тем не менее принять участие в нынешней Mille Miglia непросто. Есть два условия. Во‑первых, допускаются только те автомобили, или точно такие же, что участвовали в гонках Mille Miglia 1927—1957 годов. А во-вторых, автомобиль должен быть отлично сохранившимся или безупречно отреставрированным — практически все его узлы и агрегаты должны быть оригинальными или восстановленными по особой «правильной» технологии. Поскольку требования строги, ежегодно в ралли принимают участие не более половины подавших заявки.

Ралли Mille Miglia часто называют «единственным передвижным музеем в мире». И совершенно справедливо! Практически все автомобили, принимающие в нем участие, могли бы украсить любой автомобильный музей, а цена на некоторые из них достигает десятка миллионов долларов. Чтобы побывать в таком музее, надо в один из весенних дней оказаться в Брешии. Но ощутить его дух можно и в России — например, в московском Музее техники Вадима Задорожного. Глядя на элегантные формы Alfa Romeo той поры, несложно понять, почему в день проведения гонки сотни тысяч итальянцев выходили на улицы и терпеливо дожидались, когда по их городу пронесется вереница быстрых и невероятно красивых машин…

Статья опубликована в журнале «Популярная механика» (№11, Ноябрь 2008).