РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Нырнуть в телевизор: IFA-2008

На ежегодной выставке бытовой электроники IFA из-за экрана телевизора выглянуло трехмерное будущее. Хитро посмотрело на нас и подмигнуло...
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Побывав на выставке IFA-2008 в Берлине, я могу с уверенностью сказать: скоро во всем цивилизованном мире женщины станут еще красивее за счет прорыва в индустрии косметики. «Как же так? — спросит осведомленный читатель. — Ведь IFA — выставка бытовой электроники, а не средств по уходу за собой!» Безусловно, IFA — это ежегодное шоу новейших достижений в области электроники для дома, центральное место на котором занимают теле- и видеотехнологии. Вот и представьте себе такую картину: на демонстрационном стенде висят два телевизора формата Full HD: прошлого поколения (тоже очень впечатляющая вещь, уж поверьте) и новейшая модель. С первого большого экрана на меня смотрит красивая девушка как живая: я отчетливо вижу каждый отдельный волосок на ее голове, тонкий оттенок румянца, искрящийся блеск в глазах. На соседнем экране та же девушка кажется более реальной, чем если бы стояла рядом со мной: четкость изображения безупречна, а нюансы цветовых оттенков подобраны так, чтобы максимально усилить мои ощущения. И вдруг, словно под микроскопом, я начинаю замечать на крупном плане частички пудры, лежащие на коже, мельчайшие комочки туши на ресницах (а грим-то профессиональный!), отчетливую границу помады и губ. Чтобы увидеть такое в реальности, пришлось бы вооружиться мощной лупой. Не могу сказать, что это зрелище очень приятно. Вот и придется теперь гримерам киностудий срочно совершенствовать свое мастерство. А из кино косметические новинки, как водится, быстро переместятся на прилавки магазинов.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

В поисках откровения

Если серьезно, поначалу мне показалось, что качество изображения современных телевизоров достигло разумных пределов, за которыми начинается война цифр в рекламных буклетах. Взять, к примеру, 82-дюймовый (более 2 м) телевизор-рекордсмен Samsung с разрешением QFHD (Quad Full HD) — 3840х2160 пикселей. Я смогу назвать этого гиганта «домашней электроникой» только в двух случаях: если все мы вдруг станем жить в домах с гостиными размером с кинотеатр или же все режиссеры мира разом перестанут снимать крупные планы — иначе придется поворачивать голову, чтобы перевести взгляд с левого глаза героя на правый. А уж о «фильмах для взрослых» я вообще молчу. Поймите меня правильно, микроскопическая четкость, бесконечная динамика, бесконечная контрастность и черный цвет, темный как сама ночь, — это, безусловно, здорово. И все же на такой выставке, как IFA, хотелось увидеть что-то, что кардинально изменило бы сегодняшние представления о видео, заставило бы ждать будущего, считая дни, и откладывать деньги с каждой зарплаты в надежде первым приобрести заветное устройство.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Мои надежды оправдались. В зоне технологий будущего на стенде компании Philips я остановился у огромного телевизора, за экраном которого плавала акула. Именно за экраном, а не на нем, то удаляясь дальше, то приближаясь вплотную к стеклу. Наконец, здоровая рыбина высунула морду из телевизионной рамки прямо в наш реальный мир. Сомнений не было: я видел настоящее трехмерное изображение на большом экране без всяких очков или раздельных микродисплеев для каждого глаза. Картинка не мигала и имела естественные цвета. Я мог покрутить головой, поменять угол зрения, пройтись взад-вперед — изображение не исчезало, не искажалось и не мигало, а все так же исправно демонстрировало мне рыбу в аквариуме. «Как это может работать?» — подумал я. И, как по мановению волшебной палочки, рядом со мной вдруг возникли специалисты отделения Philips 3D Solutions Бьорн Тьюсен и Роб де Вогель.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Хорошо забытое старое

В далеких 1940-х годах была изобретена технология лентикулярной печати. «Голографические» открытки или движущиеся картинки (самая популярная — с девушкой, которая подмигивает, если изменить угол зрения) популярны и по сей день. Их секрет кроется в материале, которым покрыта картинка, — так называемом лентикуляре. Он представляет собой последовательность тоненьких выпуклых полосок — цилиндрических линз. Каждая такая линза не искажает изображение в вертикальной плоскости, но увеличивает по горизонтали.

Допустим, у нас две картинки, которые должны быть видимы под разными углами. Сожмем каждую из них вдвое по горизонтали и разрежем на вертикальные полоски. Полоски выстраиваются по очереди — по одной от каждой картинки. На получившееся изображение наклеивается лентикуляр — так, чтобы под каждой линзой оказалось две полоски. Линза преломляет свет от каждой из них под разными углами. На самом деле картинок (и полосок) может быть не две, а больше. К примеру, мы можем оформить так несколько последовательных кадров и, слегка наклоняя картинку и меняя угол зрения, смотреть видео. Если же подобрать линзы так, чтобы для «переключения» изображения требовалась смена угла примерно в шесть градусов, каждый глаз будет видеть свою картинку. Это и есть 3D.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Лентикулярный дисплей Philips WOWvx устроен точно по такому же принципу. В его основе лежит матрица с разрешением Full HD. Каждая стереопара точек исходного изображения дублируется несколько раз и показывается через несколько (7−9) линз: каждая линза предназначена для обзора под определенным углом зрения. Таким образом, широкий угол обзора телевизора разбивается на несколько зон, в каждой из которых работают свои линзы. На выставочном стенде Philips был установлен экран, составленный из девяти 42-дюймовых ЖК-панелей. Общая ширина трехмерного аквариума составила 299 см — так что акула в мгновение ока стала суперзвездой.

Просто добавь глубины

Резонный вопрос, возникающий при взгляде на 3D-телевизор: а что, собственно, на нем смотреть? Как скоро индустрия кино и телевидения догонит технологию трехмерного видео и свежий блокбастер в 3D можно будет приобрести на любой заправке? Оказывается, этой проблемы просто не существует. К примеру, компьютерные игры уже давно разрабатываются и живут внутри компьютера в трехмерном виртуальном пространстве. Лишь на последнем этапе обработки видеокарта в реальном времени рассчитывает проекции игровых сцен для демонстрации на плоском мониторе, как будто снимая виртуальный мир видеокамерой. Любому современному адаптеру ничего не стоит считать четные и нечетные кадры под слегка разными углами. Так и происходит при подключении к компьютеру 3D-очков, которые давно продаются в магазинах. Точно так же, в трехмерном пространстве, создаются современные мультфильмы, моделируются спецэффекты для большого кино. Все больше фильмов изначально снимается на стереокамеру для последующей демонстрации в 3D-кинотеатрах, например IMAX.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Однако самое любопытное, что можно было увидеть на стенде Philips, — это демонстрация старых фильмов (например, «Назад в будущее») в 3D. Это стало возможным благодаря технологии 2D-plus-Depth. Ее суть заключается в следующем: каждой точке экрана помимо трех привычных цифровых значений (яркости красного, зеленого и синего цветов, RGB) присваивается значение глубины. Параметр этот восьмибитный, то есть каждая точка может быть удалена от зрителя на 256 различных значений. В соответствии с этой цифрой процессор рассчитывает ее положение на кадре для каждого глаза. Любой кадр любого фильма можно сделать полноценно трехмерным, просто добавив к нему информацию о глубине различных зон изображения. Восьмибитная дорожка не требует широкой полосы пропускания и может поместиться на любом современном носителе, будь то BluRay или даже DVD.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Для профессионального использования Philips уже сейчас предлагает программный пакет WOWvx BlueBox, с помощью которого можно создавать дорожку глубины для двухмерного видео. Программа анализирует изображение и по косвенным признакам (размер, цвет, форма) автоматически выделяет на нем элементы разных планов: скажем, голубое небо на заднем, зеленый лес — на среднем, яркий круглый цветок — на переднем. Пользователю остается лишь присвоить каждому плану желаемую глубину. В программе есть даже автоматический режим — BlueBox может попытаться самостоятельно угадать, насколько далеко от зрителя расположены разные объекты.

Так что добавить фильму третье измерение даже проще, чем сделать черно-белый фильм цветным. Представляете, какой ажиотаж среди поклонников серии Star Wars вызовет слоган: «Звездные войны: теперь и в 3D!»

3D не для всех

Дисплеи Philips WOWvx можно приобрести уже сегодня: панели с диагональю 8, 22 и 52 дюйма предназначены для профессионального применения и используются в рекламе, медицине, 3D-моделировании, индустрии спецэффектов. К сожалению, в наших домах телевизоры с объемным изображением появятся очень нескоро. «Технология WOWvx слишком сырая, для того чтобы мы могли предложить ее покупателям, — говорит Роберт Смит, глава телевизионного направления Philips. — На ее доработку уйдет еще несколько лет».

Действительно, цилиндрические линзы делают изображение слегка нечетким, поэтому от длительного просмотра WOWvx устают глаза. Кроме того, несмотря на широкий угол обзора, телевизор можно смотреть не с любой точки: на границе между вышеупомянутыми зонами обзора изображение искажается. Наконец, WOWvx нельзя смотреть лежа на боку: линия глаз должна быть перпендикулярна вертикальным цилиндрическим линзам. Тем не менее мы уверены в том, что со временем как минимум часть технических ограничений удастся преодолеть, ибо технология трехмерного видео действительно достойна того, чтобы попасть к нам в дом.

Загрузка статьи...