Прошлой зимой репортеры BBC разыскивали по Москве героя своего будущего сенсационного интервью. Им нужен был Дмитрий Коричнев, владелец компании SFX Studio, самый крупный в России торговец снегом. Дмитрия они нашли, и он не разочаровал английских телевизионщиков

Все, что нужно для снега
Заливаем полимерной водой
Слегка перемешиваем
Снега получилось даже больше, чем запланировано
Состав полимерного снега держится в секрете
Из искусственного снега можно лепить снежки

Правда, что вы успешно торгуете в России снегом? — Правда. — А какая сейчас в Москве температура? — Минус 25 градусов. — И бизнес идет успешно? — Не жалуемся. — А откуда вы сейчас вернулись? — Из Ханты-Мансийска. — И кому там нужен снег? — Губернатору. — А что, его там нет? — Есть. Но на улице. А губернатору нужно в актовом зале. — А куда вы собираетесь лететь завтра? — В Мурманск. Там фильм снимают. — И им тоже нужен снег? — Снег в России нужен всем. Это хороший бизнес в нашей стране.

Непростой снег

Дмитрий торгует снегом не простым, а искусственным. Основные клиенты: киностудии, телевидение и фотографы. С ходу Дмитрий различает не менее 30 видов снега. Стоит хороший нетающий снег недешево — около $30 за 100 грамм. Независимо от сезона.

Казалось бы, зачем стране, где уборкой снега зимой занята половина населения, искусственный снег? Однако нет, зимой, на натуральном снеге, никто не снимает. Причин для этого множество. Например, даже в нашей снежной стране никто не может гарантировать свежевыпавший снежок в запланированное для съемок время. А солнечные снежные дни и вовсе редкость, за ними обычно едут в горы. Опять же, гораздо приятней снимать летом, кинематографистов понять можно. Причем желательно в более теплой стране. Вот, например, Ригли Скотт зимние и снежные сцены в «Гладиаторе» снимал в Марокко. И ничего. Почти убедительно.

Не солью единой

До недавнего времени в нашей стране для съемок использовалась технология времен Эйзенштейна. Напомним, Ледовое побоище великий режиссер снимал в тридцатиградусную жару. Возле киностудии «Мосфильм» заасфальтировали большое поле, залили жидким мелом и стеклом и засыпали нафталином с солью (нафталин давал специфический «снежный» скрип). Позже наряду с обычной поваренной солью использовались химическое соединение пермит, пенопласт (который из-за электростатического эффекта облеплял всю одежду артиста) и даже пожарная пена. Все эти вещества напоминали снег отдаленно и к тому же были небезопасны как для артистов, так и для окружающей среды.

На Западе же киноснегом занялись серьезные компании с хорошим штатом химиков. Одна из самых знаменитых — английская Snow Business. Ее снегом и торгует Дмитрий Коричнев.

Падал снег

Раньше падающий снег производили специальные пеногенераторы — сквозь смоченную особым составом мелкоячеистую решетку прогоняют воздух, состав вспенивается, а пена сдувается мощными вентиляторами. В принципе, пеногенераторы и сейчас в строю, изменился лишь пенящийся состав — он экологически безопасен и позволяет делать более изощренные эффекты. Например, можно так отрегулировать генератор, что микроскопические пузырьки будут лопаться на лице, создавая эффект тающего снега.

Но самый качественный снег, падающие хлопья-пепел, дают специальные свечи. В «Гладиаторе» снегопад сделан именно с их помощью. Горит такая свеча около 3 минут, а стоит — $25. Однако в нашей стране свечки не в фаворе — отечественные режиссеры так и не научились снимать быстро.

И если пена вас не устраивает, выход один — пластиковый падающий снег. Он самый красивый, но и дорогой — пакет размером с хорошую бабушкину подушку стоит около $30.

Снег из пакетика

Это только на природе снег одинаков (и то лишь для европейцев — в эскимосском языке около 300 слов, обозначающих разное состояние снега). Продавцы делят свой товар на две основные группы: падающий и декорирующий. Самое сильное впечатление производит студийный декорирующий полимерный «быстрорастворимый» снег. Достаточно насыпать на дно стакана немного белого порошка, залить водой, слегка перемешать — и получаешь почти неотличимый на ощупь великолепный снег! Snow Business утверждает, что он идеально подходит для имитации свежевыпавшего снега. Компания даже организует настоящий сход лавин из «быстрорастворимого» снега, причем засыпанному сноубордисту или лыжнику такая лавина ничем не угрожает. Для «быстрорастворимого» снега поставляется даже специальный блеск — стоит посыпать особым порошком искусственный сугроб, как он начинает искриться, как снег на солнце.

Рукотворная зима

Масштаб применения искусственного снега проще объяснить на примере декорирования улицы для съемок блокадного Ленинграда. Основным материалом служит бумага. Сначала из нее изготавливают схематичные сугробы и снежные наддувы на телефонных будках, крышах и подоконниках. Потом при помощи специального аэрозоля наносят на стекла морозные узоры. После этого в дело вступает снежная установка, из которой, как из брандспойта, вся улица заносится влажным бумажным «снегом», напоминающим мелко нарезанную промокашку. Всё. Даже жарким летом улица выглядит так, будто за окном минус сорок. Включаем мощные вентиляторы, генераторы падающего снега. Готово! Мотор! Снимаем!

Статья опубликована в журнале «Популярная механика» (№12, Декабрь 2004).