Космос: новости: 26 сентября – 2 октября 2008 г.

Павильон «Космос» на ВВЦ обещают полностью обновить и открыть в 2011 г. Китайцы успешно вышли в открытый космос и намерены создать собственную орбитальную станцию уже к 2020 г. Первая частная космическая ракета Falcon-1 впервые успешно взлетела. Грузовик Jules Verne затоплен в океане. События, сообщения, происшествия – еженедельный дайджест журнала «Новости космонавтики».

26 сентября

Ракета «Восток», стоящая перед павильоном «Космос» на ВВЦ (ВДНХ), будет обновлена, либо заменена на перспективную ракету-носитель. Об этом заявил руководитель Роскосмоса Анатолий Перминов. Возможно, место легендарного «Востока» займет современная ракета «Союз» или даже перспективный носитель «Ангара». Обновленный павильон «Космос» с экспозицией, где свои научно-технические достижения представят ведущие ракетно-космические предприятия России, откроется для посещения посетителей в 2011 г., в год полувекового юбилея полета в космос Юрия Гагарина.

Продолжается полет космического корабля Shen Zhou-7. В ночь на 26 сентября была проведена коррекция орбиты корабля. Корабль перешел с эллиптической орбиты на околокруговую, высотой около 343 км. Утром 26 сентября космонавты распаковали скафандры, предназначенные для выхода в открытый космос, и начали их подготовку. Весь процесс подготовки должен занять 14 часов.

Японский бизнесмен Дасуке Еномото (Daisuke Enomoto) требует от американской фирмы Space Adventures вернуть ему 21 млн долларов за несостоявшийся полет на МКС. Еномото прошел подготовительное обучение в России и планировал посетить станцию в сентябре 2006 г., но за месяц до старта был исключен из состава экипажа. Как заявляют адвокаты, защищающие интересы Space Adventures, контракт не позволяет ему вернуть деньги, поскольку он был дисквалифицирован по медицинским показателям.

27 сентября

Китай стал третьей страной в мире, которая смогла с помощью собственных средств обеспечить выход космонавта в открытый космос. Сегодня в 12:41 по московскому времени космонавт Чжай Чжиган (Zhai Zhigang) покинул борт корабля и вышел в открытый космос. В течение 15 минут он «кружил» вокруг корабля с флажком КНР в руках, после чего возвратился внутрь. В это время его страховал другой член экипажа — Лю Бомин (Boming Liu), который находился в этот момент в разгерметизированном модуле. Выход в открытый космос продолжался на 5 минут меньше, чем планировалось. Чжай Чжиган был вынужден возвратится в корабль после поступления сигнала о возгорании на борту корабля. Как выяснилось позднее, сигнал был ложным.

ОАО «Ситроникс» до конца текущего года завершит разработку чипа с топологическим размером 90 нм для спутниковых систем навигации GPS и ГЛОНАСС. Об этом сообщил председатель совета директоров и основной владелец АФК «Система» (контролирует «Ситроникс») Владимир Евтушенков. «Наш чип станет конкурентоспособным по сравнению с аналогичными чипами системы GPS. Новый чип сможет автоматически переходить с одной системы на другую, в зависимости от того, где лучшее покрытие», — сказал Евтушенков.

28 сентября

Китайский космический корабль Shen Zhou-7 с тремя космонавтами на борту возвратился на Землю. Спускаемая капсула приземлилась во Внутренней Монголии в 13:37 по московскому времени. Космонавты покинули модуль самостоятельно.

Сенат США окончательно утвердил положение, выводящее российские ракеты «Союз» из-под действия «антииранских» санкций, разрешив NASA до 2016 г. оплачивать необходимые для США полеты «Союзов» к МКС. По-видимому, на законодателей подействовало предостережение руководства NASA о том, что если конгресс до конца октября не примет поправку, разрешающую перечислять деньги Роскосмосу, американские астронавты уже через 3 года могут лишиться доступа на МКС.

29 сентября

В 03:15 по московскому времени с позиции на острове Омелек тихоокеанского полигона Кваджлейн осуществлен пуск первой частной ракеты-носителя Falcon-1 с полезной нагрузкой Ratsat на борту. Космический аппарат выведен на околоземную орбиту. Состоявшийся пуск стал четвертым по счету, но первым успешным запуском ракеты Falcon-1, созданной специалистами компании SpaceX.

Представитель Штаба программы пилотируемой космонавтики КНР сообщил, что Китай ставит задачу примерно к 2011 г. запустить в космос космическую лабораторию, затем отправить к ней беспилотный и пилотируемый корабли, провести экспериментальную стыковку, после чего, примерно к 2020 г. построить собственную обитаемую космическую станцию.

Первый полет самолета-носителя WhiteKnightTwo, с помощью которого в воздух будет подыматься ракетный самолет SpaceShipTwo, ранее запланированный на сентябрь, отложен примерно до конца года. О причинах отсрочки не сообщается.

Первый европейский грузовой корабль серии ATV — Jules Verne, после отстыковки от МКС автономно пропутешествовав 3 недели по околоземной орбите, сегодня завершил свой полугодовой полет на «кладбище космических кораблей» в Тихом океане.

30 сентября

Французским заказчикам передан пероксидный заправщик 373 ТП-41, построенный Тверским вагоностроительным заводом для европейского космодрома Куру. Заправщик станет одним из элементов наземного комплекса, поставляемого Россией в рамках проекта «Союз-Куру».

Полет корабля многоразового использования Atlantis по программе STS-125 может быть отложен до начала следующего года из-за проблем, возникших на орбитальном телескопе Hubble. В ночь с субботы на воскресенье на аппарате неожиданно отказал блок А форматирования научных данных для их отправки на Землю (CU/SDF-А). Дублирующий же канал B хотя и может взять на себя все необходимые функции, в последний раз активировался лишь в конце 1980-х, при тестировании телескопа на Земле. Инженеры NASA попытаются активировать канал B, и если операция пройдет успешно, телескоп начнет работу до начала миссии шаттла, и она состоится в означенный срок. Иначе придется откладывать миссию и готовить для астронавтов новую программу работ.

1 октября

В 10:37 по московскому времени из Оренбургской области произведен успешный запуск ракеты РС- 20Б с выведением на околоземную орбиту тайского космического аппарата THEOS. Спутник массой 712 кг разработан французским отделением EADS Astrium. Он представляет собой космический аппарат дистанционного зондирования Земли с разрешением до 2 м и будет использоваться Таиландом для картографии, землепользования, мониторинга сельскохозяйственных и лесных ресурсов, а также для прогноза наводнений.

Испытательный центр Роскосмоса НИЦ РКП приступит к тепловакуумным испытаниям аппарата «Экспресс-МД1». Спутник проверят в условиях эксплуатации: космический холод, вакуум, тепловые потоки от Солнца и Земли — с помощью специальной установки, теполовакуумной камеры. Аппарат «Экспресс-МД1» создается по заказу ФГУП «Космическая связь» и предназначен для осуществления непрерывной спутниковой связи и вещания в Российской Федерации. Запуск его запланирован на декабрь 2008 года.