Космос: новости: 19-25 сентября 2008 г.

Будьте в курсе! Экипаж 18-й экспедиции к МКС успешно выдержал предполетные экзамены. С Байконура запущен канадский спутник. Россия продаст Франции ракет «Союз» на полмиллиарда долларов. Запущены 3 спутника системы ГЛОНАСС, а в Китае — третья пилотируемая миссия. События, сообщения, происшествия – еженедельный дайджест журнала «Новости космонавтики».

19 сентября

В Пензе проводятся испытания стартового устройства в рамках проекта «"Союз" в Куру». Специалисты КБ Общего машиностроения и Центра эксплуатации объектов наземной космической инфраструктуры совместно с ОАО «Тяжмаш» тестируют стартовое устройство для комплекса запуска, предназначенного к отправке на европейский космодром Куру.

Индия официально объявила дату старта своего лунного зонда Chandrayaan-1. Если не случится ничего непредвиденного, аппарат будет запущен с космодрома Шрихарикота 19 октября нынешнего года.

Сообщается, что американский центр управления полетами в Хьюстоне, эвакуированный из-за урагана Айк, заработает не раньше понедельника 22 сентября.

В Центре подготовки космонавтов экипажи 18-й экспедиции на МКС и космические туристы сдают экзамены. По итогам предыдущего дня космонавты показывают неплохие знания, выполнив все задания, указанные в билетах. Командир 18-й экспедиции американский астронавт Майкл Финк (Michael Fincke) и бортинженер Юрий Лончаков выполняли экзаменационные задания на макете МКС, расположенном в Звездном городке. Они потушили пожар на станции, устранили сбой в работе радиоприемника, починили систему регенерации кислорода «Электрон», восстановили работу ноутбука и остановили кровотечение. 19 сентября, Финк и Лончаков успешно сдали экзамен на макете корабля «Союз ТМА», на котором экипаж отправится к МКС.

20 сентября

Премьер-министр Владимир Путин сообщил, что Россия и Франция договорились расширять взаимодействие в космической сфере — в частности, речь идет о поставке 10 ракет-носителей «Союз-СТ» на сумму около полумиллиарда долларов.

В 01:48 по московскому времени с космодрома Байконур осуществлен пуск ракеты-носителя «Протон-М» с разгонным блоком «Бриз-М» и телекоммуникационным спутником Nimiq-4. Аппарат изготовлен европейским консорциумом EADS Astrium и предназначен для улучшения телевизионного вещания на территории Канады. На аппарате массой около 4850 кг установлены 32 мощных транспондера Ku-диапазона и 8 транспондеров Ka-диапазона. Спустя положенное время спутник успешно отделился от разгонного блока и вышел на целевую орбиту высотой около 36 тыс. км.

NASA решило продлить миссию зонда Phoenix до декабря 2008 г. Это уже второе продление миссии зонда. Изначально планировалось, что он будет работать на Марсе с конца мая до конца августа. В августе, в связи с успехом миссии, в частности обнаружением следов воды, NASA решило продлить миссию зонда до конца сентября. Теперь агентство согласилось выделить еще 6 млн долларов на поддержание работы наземных служб, контролирующих аппарат.

Сообщается, что европейские ученые разрабатывают план сбора и доставки образцов грунта с одного из известных астероидов. Проект, который разрабатывается компаниями Astrium (Великобритания) и OHB (Германия), получил название Marco Polo. Для этой цели будет выбран небольшой астероид порядка 1 км в диаметре сравнительно недалеко от Земли, и туда отправят космический зонд, который возьмет пробы пыли и грунта. Если ESA одобрит проект, космический аппарат, возможно, отправится к астероиду в 2017 г.

21 сентября

Запуск телекоммуникационного спутника Galaxy 19 с морской стартовой платформы Odyssey, запланированный на 23 сентября, отложен на сутки из-за неблагоприятных погодных условий в районе пуска.

22 сентября

Представители компании SpaceX сообщили, что следующий пуск ракеты-носителя Falcon-1 может состояться уже 23 сентября или несколькими днями позже. Ракета-носитель Falcon-1 уже установлена на стартовой площадке. В ходе пуска на околоземную орбиту предполагается вывести макет полезной нагрузки. Запланированный пуск должен стать четвертым в летной истории Falcon-1. Три предыдущих старта были аварийными.

23 сентября

Центр имени Хруничева сообщает о ходе плановой подготовки сразу к 3-м пускам, в которых будут использоваться произведенные им ракеты-носители. На стартовую площадку на Байконуре уже вывезена ракета «Протон-М», которая выведет на орбиту тройку космических аппаратов «Глонасс-М». Параллельно там же начинается новая пусковая кампания по запуску в конце октября такой же ракетой космического аппарата Astra-1М. На космодроме Плесецк продолжаются работы по подготовке к запуску ракетой-носителем «Рокот» европейского исследовательского аппарата GOCE.

24 сентября

Запланированную попытку пуска ракеты-носителя Falcon 1 решено было отложить на более поздний срок после анализа результатов статических огневых испытаний двигателей. Подлежат замене компоненты системы подачи окислителя (жидкого кислорода) в камеру сгорания двигателя второй ступени. Следующее окно пуска РН будет открыто с 28 сентября по 1 октября.

На МКС Сергей Волков и Олег Кононенко сегодня собрали в своем «орбитальном огороде» второй за время полета урожай. Месяц назад они упаковали в специальные полиэтиленовые укладки и заморозили выросший на станции ячмень, а сегодня такая же «участь» постигла часть созревшей в бортовой оранжерее «Лада» японской салатной капусты мизуна. Оставшуюся часть зелени космонавты намерены съесть.

В 13:28 по московскому времени с океанской платформы Odyssey системы «Морской старт» состоялся запуск спутника Galaxy 19. Примерно через час ракета «Зенит-3SL» с российским разгонным блоком ДМ-SL вывел аппарат массой 4,69 тонн на расчетную орбиту. Спутник Galaxy 19 создан компанией Space Systems/Loral для оператора связи Intelsat и предназначен для обеспечения услуг спутниковой связи в Северной Америке, в районе Карибского моря, в Канаде и Мексике.

25 сентября

В 17:10 по московскому времени с космодрома Цзюцюань в северо-западном Китае осуществлен пуск ракеты-носителя Chang Zheng 2F с пилотируемым космическим кораблем Shenzhou-7. Корабль пилотирует экипаж в составе: командир Чжай Чжиган (Zhai Zhigang), Лю Бомин (Boming Liu) и Цзин Хайпэн (Jing Haipeng). Это третья полностью китайская пилотируемая миссия, и она же должна стать первой, в ходе которой тайконавты выйдут в открытый космос.

В 12:49 по московскому времени с космодрома Байконур осуществлен пуск ракеты-носителя «Протон-М» с разгонным блоком ДМ и тремя навигационными спутниками «Глонасс-М» на борту. Космические аппараты должны пополнить состав орбитальной группировки системы ГЛОНАСС и расширить ее возможности. Вскоре все три спутника успешно выведены на целевую орбиту и получили официальные наименования «Космос-2442», «Космос-2443» и «Космос-2444».

«Новости космонавтики»