Основная цель соревнования Progressive Automotive X Prize заключается в том, чтобы выявить наиболее экономичные и экологически чистые транспортные средства

Tesla Motors
Рhoenix
FuelVapor Ale
Нybrid technologies
West Philly EVX
Motive Switch
Venture One
Tata Motors
Velozzi
Aptera Typ-1

Десятимиллионный приз победителю конкурса был учрежден еще в 2006 году. С того времени Popular Mechanics неотрывно следит за ходом состязаний. Кто может претендовать на эти $10 млн? Тот, кто сумеет наладить массовое производство автомобиля с расходом горючего в пределах 2 л на 100 км (для электромобилей используется эквивалент). Компания-производитель должна убедительно продемонстрировать свои возможности для производства как минимум 10 000 экземпляров такой машины. Автомобили, участвующие в состязании, делятся на две категории — массовые и альтернативные. Массовые должны иметь не менее четырех колес и вмещать не менее четырех пассажиров. Запаса топлива должно хватать на 320 км пробега. К альтернативным автомобилям требования менее жесткие. Они должны перевозить не менее двух человек и иметь минимальный запас хода 160 км.

Tesla Motors / Калифорния (США)

Полностью электрический родстер компании Tesla уже продается. Зато седан WhiteStar c увеличенной дальностью пробега и двумя вариантами трансмиссии (чисто электрической и гибридной), подготовленный для участия в конкурсе PAXP, компания пока еще держит в секрете. По слухам, дальность пробега для чистого электромобиля составит 240−320 км.

Резюме. На сегодня компания Tesla уже набрала под свой проект кредитов на $105 млн — этих денег вполне может хватить, чтобы обойти бóльшую часть конкурентов в PAXP. Кроме того, среди всех претендентов это единственная компания, которая уже сейчас ведет продажу собственного электромобиля.

Рhoenix / Калифорния (США)

Компания Phoenix занимается электромобилями еще с 2001 года. В данном случае используется платформа пикап-внедорожник — именно с ней компания включилась в эту гонку. Батарея энергоемкостью 35 кВт•ч дает ток для специально спроектированного под эту машину двигателя. От зарядки до зарядки пробег должен составлять 200 км. В компании до сих пор не решили, какой аккумулятор будет лучше — литий-полимерный или литий-титановый.

Резюме. Компания начнет серийное производство еще до того, как будет объявлен конкурс 2009 года, так что ее следует рассматривать как очень серьезного претендента.

FuelVapor Ale / Британская Колумбия (КАНАДА)

Успехи команды Fuelvapor Ale внушают уважение, хотя состоит она всего из шести человек, работающих в небольшом гараже. Команда решилась вступить в гонку, поскольку делает ставку на свою методику подачи топлива (бензин испаряется до того, как подается в двигатель). Такой двигатель в сочетании с легким и обтекаемым стеклопластиковым кузовом дает потрясающие результаты — 2,55 л на 100 км плюс разгон до 100 км/ч всего за 5 секунд.

Резюме. Использование гибридного привода позволит еще больше повысить экономичность — похоже, у этой команды на руках настоящие козыри

Нybrid technologies / Северная Каролина (США)

Этот безымянный суперкар компании Hybrid Technologies нацелен на довольно странный рынок экономичных суперкаров. Он оснащен системой рекуперативного торможения, а также отклоняемыми аэродинамическими поверхностями для снижения лобового сопротивления и повышения прижимающей силы. Предполагается достичь пробега 140−200 км между зарядками для чисто электрического варианта и скорости в 350 км/ч для гибрида.

Резюме. Компания уже имеет опыт выпуска электромобилей и к 2010 году предполагает наладить серийное производство автомобилей, заряжаемых от сети.

West Philly EVX / Пенсильвания (США)

Группа подростков из West Philly, взяв шасси от Ford Focus и электропривод Azure Dynamics, изготовила два гибридных прототипа EVX — дизельный и бензиновый. Расчетная дальность пробега (на одной заправке/зарядке) — 800 км, из них 60 км только на электротяге.

Резюме. На этапе испытаний ребятам помогут инженеры компании Boeing, а при разработке бизнес-плана — экономисты Университета Дрекселя.

Motive Switch / Альберта (Канада)

Рабочая группа компании Motive уже строила прототипы для многих ведущих производителей. Модель Switch заявлена как чистый электромобиль, но может появиться и в виде гибрида. Впервые в мире на электромобиле будет установлена шестиступенчатая коробка. Кузов изготовлен в основном из композитных материалов.

Резюме. Неплохая идея? Когда батарея износилась, ее просто заменяют. К концу года в этой компании будет работать уже 20 человек, вопросы финансирования в общих чертах решены.

Venture One / Калифорния (США)

Маленькая компания, связанная с автопромышленностью, создала этот крошечный трехколесный шедевр на базе европейской модели Carver One. Заднемоторный мультитопливный гибрид способен работать как на бензине, так и на этаноле (Е85). Двигатель крутит генератор, а от него ток идет на электромоторы.

Резюме Компания Venture планирует с 2010 года выпускать свою новинку тиражом по 5000 экземпляров в год.

Tata Motors / Мумбаи (Индия)

Концерн Tata, крупнейшее индийское предприятие, ставшее владельцем компаний Tetley Teas, Jaguar и Land Rover, уже объявил о выпуске самого дешевого в мире автомобиля (Tata Nano, $2500, расход 4,3 л на сотню). Теперь он обещает выпустить на рынок электрический микроавтомобильчик, а также гибрид с акцентом на электрической части. У гибрида пробег должен превысить 300 км.

Резюме. У концерна Tata нет проблем с финансированием. При его ресурсах победить в таком конкурсе — раз плюнуть.

Velozzi / Калифорния (США)

Эта маленькая калифорнийская компания вполне могла бы наладить производство своего автомобиля в Китае. Углепластиковый гибридный суперкар с функцией подзарядки от сети в качестве бортового генератора для подзарядки батарей использует микротурбину. Производитель утверждает, что до сотни этот автомобиль разгоняется за 3 секунды, а скорость 300 км/ч для него не предел.

Резюме. Компания пока не располагает действующим прототипом, но имеет самые честолюбивые планы.

Aptera Typ-1 / Калифорния (США)

Компания уже сконструировала 700-кг аппарат Typ-1e — полностью электрический, с дальностью пробега 200 км и питанием электромотора от литий-ионной батареи емкостью 10 кВт•ч. Он разгоняется до сотни за 10 с и способен развить до 145 км/ч. У гибридной модели дальность пробега достигнет 1000 км. Солнечные батареи на крыше питают систему климат-контроля.

Резюме. К делу уже подключились промышленные тяжеловесы. Серийное производство начнется этой осенью.

Статья опубликована в журнале «Популярная механика» (№10, Октябрь 2008).