Провидцы предсказывают время, когда маска сможет сообщить, сколько воздуха у вас осталось, а наноботы будут извлекать азот из вашего кровотока, предотвращая угрозу декомпрессионной болезни

Навигация
Декомпрессия
Транспортировка

В чем состоит наибольшая проблема дайвинга сегодня? У нас, обитателей земли, нет перепонок, нет плавников, подводный мир для нас чужой, мы задыхаемся без воздуха, пытаясь проникнуть в него. Снаряжение для погружений прошло долгий путь за последние полвека, а за следующие 50 лет продвинется еще дальше.

Чтобы выяснить, как снаряжение для дайвинга изменится в будущем, мы попросили дайверов, производителей снаряжения и ученых призвать на помощь всё свое воображение и заглянуть в магический стеклянный шар. Что будут делать под водой наши потомки, пока космические корабли будут бороздить просторы Вселенной? Как предполагают провидцы — свободно общаться на глубине, глотать таблетки, обогащенные предотвращающими ДКБ наноботами, а также с помощью ускорителей на ногах обгонять туристические подводные лодки. А еще они научатся дышать через плавки.

Дыхание

Почему мы не можем изобрести способ дышать под водой так же легко, как на земле? Некоторые люди предполагают, что генетические эксперименты рано или поздно произведут на свет человека-амфибию. Но зачем блуждать в болоте этических вопросов, если возможно просто сделать искусственные жабры?

В 1970-х ученые из Duke University были увлечены идеей «кровяной губки», содержащей экстракт рыбьей крови, которая, поглощая кислород из воды, сохраняла бы его для дайвера. Эти эксперименты не увенчались успехом, но указали путь мечтателям.

«Если бы у меня было 10 млн. долларов, возможно, через 3−4 года я разработал бы прототип искусственных жабр, — говорит Виктор Петренко из Дартмутского колледжа. — Скажем, с помощью футболки, сделанной из синтетического материала, впитывающего кислород, вы могли бы занырнуть на целую неделю, а не на час, если вам нравится находиться под водой. Вы даже смогли бы спать там. Жабры могут быть и у вас в плавках. Футболка или плавки и шланг, присоединенный к жабрам и ведущий к вашему рту, позволят вам дышать под водой».

Что же до усовершенствования регуляторов, их возможности, похоже, истощены: «Мы уже достигли всего, что могли в рамках механического дизайна регуляторов», — говорит Роберт Брюинс, менеджер по маркетингу компании Aqua Lung. По словам Джона Кларка, директора по научным исследованиям экспериментального водолазного подразделения (Experimental Diving Unit) ВМФ США, пока неясно, какие преимущества могут дать нам электронные регуляторы, которые будут следить за дыханием и принудительно подавать воздух в случае необходимости. Тем не менее, по мнению Брюинса, битва производителей за первенство на рынке может привести к появлению подобных моделей в ближайшее десятилетие.

В недалеком будущем большинство подводных работ будут выполнять роботы. Руководитель группы глубоководной археологии Массачусетсского технологического института Дэвид Минделл считает, что в ближайшие десять лет появятся роботы, свободно передвигающиеся под водой, «автоматические бадди», которые смогут делать все: нести дополнительные баллоны или снимать фильм о вашем погружении.

Общение

Подводный мир всегда был безмолвен, говорит Сержио Гамберини из компании Ocean Reef Group, производящей снаряжение для дайвинга. С помощью систем голосовой коммуникации, уверен Гамберини, это безмолвие можно преодолеть. Первые системы голосовой коммуникации были аналоговыми, стоили тысячи долларов, искажали звук и были восприимчивы к посторонним шумам.

«Представьте, что вы стоите на одном краю Гранд-каньона и пытаетесь поговорить с человеком, стоящим на противоположном краю, — говорит Джим Прайсиг, ученый из Вудсхоулского океанографического института, — эхо искажает ваш голос. Так же и под водой: звук отражается от дна и от постоянно двигающейся поверхности.

Тем не менее Прайсиг предсказывает, что через 15 лет цифровая связь, подобно современным мобильным телефонам, позволит свободно общаться дайверам, находящимся в километрах друг от друга. Конечно, для дайверов со скромным бюджетом снаряжение может оказаться непозволительно дорогим. Но «для людей, которым по карману такая система, это станет стандартной рабочей процедурой», — говорит Прайсиг.

А как насчет связи с берегом? Мы живем в XXI веке, у каждого есть мобильный телефон. «Дайверы не должны быть исключением», — считает Гамберини. Он предсказывает, что на суше установят оборудование, куда дайверы будут помещать персональные компьютерные чипы, которые соединят их в сотовую сеть. «Это позволит набрать номер с помощью клавиатуры на запястье и принять телефонный звонок», — говорит он.

Гидрокостюмы будущего

Не спешите выкидывать ваш неопрен. Проведенное ВМФ США тестирование «кожи амфибии», тонкой, гибкой мембраны, способной «дышать» сквозь поры, удерживая тепло или отдавая его излишки в зависимости от потребностей дайвера, пока совсем не вдохновляет.

В 2002 году компания Diving Unlimited International продала техническим дайверам 10 пар электрического белья, надеваемого под сухой костюм. Оно выполнено из лайкры со вставками — на икрах, предплечьях, нижней части спины и на шее — и имеет температурный датчик. Когда дайвер выделяет тепло, вставки остаются пассивными, «когда он не двигается и температура тела падает, они разогреваются», — поясняет президент DUI Сьюзан Лонг.

Пока прототипы нижнего белья для рекреационных дайверов слишком громоздки, в основном из-за того, что компьютерный чип размещен в блоке размером с две сигаретные пачки. Лонг предвидит, что такое белье станет стандартным снаряжением, как только будут решены проблемы компактности и автономного источника питания.

Маски

Совершенствование масок будет направлено на максимальную коррекцию изображения — увеличится иллюминатор, появятся закругленные линзы, различные системы очистки. Для нормальной фокусировки человеческого глаза необходимо, чтобы лучи света попадали в воздушное пространство. Таким образом, существует определенный порог уменьшения габаритов масок (замена маски на контактные линзы невозможна). Функционально маска постепенно превратится в главный узел систем связи и контроля.

Что действительно приводит в трепет сердца любителей техники, так это перспектива появления носимого дисплея — изображение будет считываться с дайв-компьютера и передаваться на дисплей маски. В 2002 году Oceanic разработала такое устройство для ВМФ США.

О гражданских разработках компания умалчивает.

Навигация

Некоторые законы Вселенной неизменны. Система глобального позиционирования, отлично работающая на земле, никогда не будет работать под водой, поскольку электромагнитные сигналы плохо проходят через соленую воду, говорит Джим Прайсиг. Будущее принадлежит акустике.

«Возможно, в ближайшие 5 лет какой-нибудь гений изобретет ‘электронные хлебные крошки', акустические маяки, которые дайвер мог бы разбросать в пределах области погружения», — развивает эту мысль Минделл. Цена акустических навигационных систем, доступных сегодня, доходит до нескольких тысяч долларов, но Прайсиг знает, что в будущем все изменится. 20 лет назад он работал спасателем и, помогая оценить новомодную GPS, дал та-кое заключение: «GPS никогда не будет достаточно дешевой для широкого круга потребителей». Когда сегодня мимо него едут машины, управляемые с помощью спутниковых систем навигации, Прайсиг пожимает плечами: «Никогда не говори никогда».

Плавучесть

Элиот Григг, коллега Петренко из Дартмута, недавно задавал студентам на экзамене вопрос: «Что морской инженер мог бы придумать для пловца, чтобы тот фактически превратился в рыбу?»

Среди идей, пришедших в головы студентам, было улучшение человеческой плавучести. В отличие от рыб у нас нет плавательного пузыря, уровень газа в котором устанавливается нервной системой в зависимости от глубины. Но есть и другой путь: жилет-компенсатор, который будет автоматически поддерживать нейтральную плавучесть. Автоматический жилет будет с помощью сенсора измерять смену давления под водой, как автопилот на самолетах определяет изменение высоты, говорит Джон Кларк из ВМФ США. Компенсатор будет добавлять или стравливать воздух при изменении давления, чтобы поддерживать нейтральную плавучесть. Всякий, кто пытался замедлить слишком быстрое всплытие и, возясь с регулировкой плавучести, дергался в воде вверх-вниз, несомненно оценит все преимущества автоматики.

Подобные прототипы уже разрабатывались, но индустрия наткнулась на такое препятствие, как система отключения автоматики. Понадобится надежная система перехода на ручное управление, чтобы вы могли подняться над кораллом, а затем снова опуститься.

Декомпрессия

Нанотехнология, построение микроскопических структур, поможет бороться с главным врагом дайверов — декомпрессионной болезнью. Мечта ученых — так называемый ассемблер, «универсальный сборщик», робот размером с цепочку ДНК, который сможет управлять атомами, один за другим вынимая их из молекулярной структуры и, подобно Родену, вылепляя из них нечто новое. «Мы надеемся, что в ближайшие 50 лет это станет реальностью», — говорит Григг. Если получится, мы вступим на порог нового удивительного мира. Писатель Билл Маккиббен предполагает, что «сборщик» будет способен даже на такие чудеса, как превращение пучка травы в мясо.

«Какое значение все это имеет для дайверов? С помощью ассемблера можно будет собрать наноботы, нейтрализующие азот в кровеносной системе. Наноботы будут предотвращать образование пузырей и буквально вылавливать азот в крови, превращая его в безопасные вещества, которые можно легко вывести из организма», — объясняет Григг. Когда азот будет списан со счетов, правила декомпрессии можно будет выкинуть на свалку.

Подводные компьютеры

Сейчас производители подводных компьютеров выпускают модели величиной с часы. И это не предел, размер продолжает уменьшаться в обратной пропорции к объему памяти.

Джанни Джарофало из компании Mares, в течение 40 лет помогавший совершенствовать снаряжение, предсказывает, что в скором времени дайверы будут нести на себе компьютерный центр, который сможет не только выдавать данные о погружении, но и передавать сообщения, управлять фонарями и определять местонахождение — разве только кофе варить не будет. «Компьютеры будут встроены в маску, в перчатки, в баллон — почти во все снаряжение», — предсказывает Григг.

Ласты

«Ласты с раздвоенной лопастью — первое реальное нововведение, которое я видел за 30 с лишним лет», — говорит Дуг Тот из Atomic Aquatics. Что-либо новое в этой области сложно себе представить. Перепонки? Не очень эффективно, пока пальцы людей не станут достаточно длинными, чтобы приспособиться к перепонкам. Небольшие пропеллеры, прикрепленные к ногам или баллонам? Mazin Submersible Technology разработала Jetboots — прикрепляемые к ногам импеллеры, сила тяги которых достигает 18 кгс. Правда, стоят они довольно дорого — $3500. По мнению Джарофало, настоящий подъем ждет это направление, если кто-нибудь сможет изобрести маленькие, но мощные источники энергии.

Транспортировка

Мы не можем завершить рассказ, не отвесив поклон мыслителям, предвидящим день, когда дайвинг станет общедоступным. По их словам, человечество и море связаны узами, которые по мере налаживания контактов все больше крепнут, и в конце концов дойдет до того, что даже лежебоки, ни разу за свою жизнь не надевшие гидрокостюм, смогут увидеть чудеса глубин. «Прорыв наступит тогда, когда ты сможешь залезть в свой маленький роботизированный подводный кораблик и запросто погрузиться на глубину в 3 километра», — говорит Клайв Касслер, автор бестселлеров о морских приключениях, который в первый раз одел на спину баллон и начал заниматься дайвингом в 1951 году.

Мыслители не ограничиваются фантазиями о будущем. Инженер и исследователь Грэхем Хоукс пытается воплотить их в повседневной работе. Он разрабатывает системы Deep Flight и Deep Aviator, которые будут гонять под водой скорее как самолеты, чем как подводные лодки. Хоукс считает, что изобретение подводных самолетов — первый шаг к тому дню, когда у каждого дайв-клуба и университета будет свой маленький транспорт, чтобы катать всех желающих по подводному миру.

«Возникнет намного больше способов спуститься вниз и насладиться путешествием по подводному миру», — обещает он. «Дайверам не придется все делать самим. Появится способ наслаждаться океаном, не поднимаясь из кресла». Хоукс предполагает, что океан станет подобен Гранд-каньону: ленивые ящерицы из Вегаса могут полюбоваться на него из вертолета, в то время как настоящие мужчины проникают в этот заповедник дикой природы на своих двоих. Так же и с океаном: там внизу, под водой, места хватит всем.

Что ожидает нас в будущем, когда путешествие в подводные глубины станет доступно каждому? Культурное освоение или варварское разграбление океана? Но это уже вопрос для ученых мужей, а не для наших провидцев.

Статья «» опубликована в журнале «Популярная механика» (№5, Май 2005).