Историкам смотреть этот фильм не рекомендуется. Дело в том, что кульминация его происходит в Гизе, где тысячи рабов и сотни мамонтов трудятся над строительством пирамид. В реальности мамонты разминулись с египетской цивилизацией не только географически, но и хронологически — на несколько тысячелетий

Миниатюра величиной с дом Около 70 человек работали над созданием модели пирамиды в мюнхенской студии миниатюрных эффектов Magicon. Затем результаты их трудов переправили по частям, в 50 контейнерах в Намибию, где вновь собрали в пустыне. Здесь команду ожидал приятный сюрприз: пирамиду окружали небольшие песчаные холмики, которые в масштабе миниатюры казались гигантскими дюнами
В египетском плену В Гизе пленных охотников и захваченных вместе с ними мамонтов используют на строительстве пирамид. Для дальних планов на студии Moving Picture Company (MPC) сделали компьютерных мамонтов и размножили их с помощью программы Alice
Сцена в деревне В одном из эпизодов герой встречает саблезубого тигра в заброшенной деревне. Чтобы животное выглядело реалистично при ярком свете, создатели картины использовали съемку с широким динамическим диапазоном, прорисовывая шкуру тигра солнечными бликами и тенями. Многофактурная программная обработка на базе покадровой съемки позволила придать движениям зверя гибкость и естественность.
Рождение мамонта. Студия Moving Picture Company (MPC) сделала компьютерную модель мамонта с довольно гладкой кожей, собранной в глубокие морщины-складки, а затем разработала специальную динамическую программу, рисующую длинный густой мех. Работая над движениями мамонтов, аниматоры взяли за основу поведение слонов, живущих в лондонском зоопарке и в южно-африканском заповеднике.
Наедине со зверем Главный герой фильма Д’Лех (Стивен Стрейт) падает в яму, куда до него уже попался саблезубый тигр, и лежит прижатый бревном. Начинается гроза, Д’Лех сдвигает бревно, чтобы выбраться по нему из заливаемой дождем ямы, и вместо того чтобы убить хищника, выпускает его на свободу.
При работе над этой сценой художникам студии Double Negative пришлось помучиться, воссоздавая фактуру шерсти — как мокрой, так и сухой. Цифровые эффекты с водой тоже дались нелегко, так что этот эпизод можно считать одним из самых сложных в техническом отношении. Масштабное чучело саблезубого тигра, который фигурирует в двух фрагментах фильма, создавали на Tatopoulos Studios. Сначала сделали безволосую версию доисторического хищника с весьма изящными пропорциями — в расчете на толщину кроличьей шкуры, которую позднее натянули на чучело взамен искусственной шерсти. Затем кроличий мех подкрасили под тигра.
Весь мир насилья мы разрушим Топочущие мамонты напугали дворцовую охрану, и, пользуясь благоприятным моментом, рабы восстали против военачальников, взяли штурмом дворец бога и подожгли его корабль. Сотрудники студии Double Negative сделали этот длинный фрагмент со сценой, включающей в себя пакет фотообразов с рекой Нил, с цифровыми эффектами для изображения воды, с пальмами, дворцом и кораблем, — частично с помощью макетной съемки. Весь ландшафт населили толпами народу, созданными с помощью программы Massive. При этом была использована киносъемка, сделанная в Лондоне

Мастер историй о конце света Роланд Эммерих решил для разнообразия снять фильм о заре цивилизации. Картина «10 000 лет до нашей эры» рассказывает о мифических временах, когда по земле бродили мамонты и саблезубые тигры. «Меня всегда привлекали старинные легенды, которые люди пересказывали у костров из поколения в поколение», — говорит режиссер.

Доисторические чудовища и эпические картины затерянных цивилизаций стали основной приманкой фильма, в котором играют малоизвестные актеры. Всего в картине было около 350 планов с компьютерной графикой. «Я руководствуюсь простым правилом — в моих фильмах обычно не больше 300−400 долгих планов со спецэффектами, — объясняет Роланд Эммерих. — В наше время, когда 1200 планов с эффектами обычное дело, это не так много. Зато мои эффекты самого высокого качества!»

Созданием спецэффектов к фильму руководила Карен Гулекас, среди прежних работ которой — «Послезавтра» того же Эммериха и «Пятый элемент» Люка Бессона. Ее главной задачей стало воскрешение вымерших существ эпохи плейстоцена — мамонтов, саблезубых тигров и хищных доисторических птиц.

Галопом по траве

Прототип мамонта для фильма нарисовал художник Патрик Татопулос, и лондонская студия Moving Picture Company (MPC) приступила к созданию цифрового макета животного.

В процессе работы от первоначального эскиза практически ничего не осталось: поменялся размер ног, ушей, рта и даже языка, а заодно цвет, густота и длина шерсти. На обработку цифрового макета ушло почти полгода. Результатом стали модели мамонта-самца, мамонта-самки, молодого мамонта и мамонтенка. Каждая из этих моделей была создана в четырех вариациях. Этого было достаточно, чтобы на экране появилось целое стадо — сто с лишним гигантских животных.

Стадо мамонтов, пасущееся в высокой траве, выглядит очень гармонично, однако достичь этого результата было не так-то просто. В качестве фона на пленку была снята настоящая равнина, поросшая густой травой. Однако участки, на которых располагались животные, пришлось дублировать в компьютерной графике, да так, чтобы цифровая трава точно совпадала с настоящей — травинка к травинке. Для некоторых кадров студия должна была сделать более трех миллионов травинок.

Для анимации мамонтов на MPC использовали программу Alice, написанную когда-то для фильма «Троя». Программа, работающая с циклами движения, выполненными в покадровой анимации, позволяла «запускать» мамонтов по заранее намеченной траектории с использованием этих циклов. В распоряжении аниматоров был целый набор всех возможных движений: быстрая и медленная ходьба, движения вверх или вниз по склону, жевание травы и так далее. Более того, мамонты на экране даже пускаются галопом. Интересно, что ближайшие родственники мамонтов — слоны — галопировать не умеют; скорее всего, не могли этого делать и мамонты. Дело в том, что при галопе все четыре ноги скакуна в какой-то момент оказываются в воздухе. Слоны, как и мамонты, слишком тяжелые, и они переломали бы себе все кости при приземлении.

«У слонов, когда они быстро идут или бегут, одна нога всегда находится на земле», — говорит аниматор MPC Грег Фишер. Но Роланд Эммерих настаивал: он очень хотел увидеть галоп в исполнении мамонтов. «Все равно никто толком не знает, как передвигался настоящий мамонт», — объясняет он.

Купание синего тигра

Саблезубый тигр — другое страшное и волосатое существо, которое появилось на экране благодаря фантазии режиссера и сценаристов. Чтобы представить, как этот тигр будет выглядеть, создатели фильма руководствовались обликом современных представителей семейства кошачьих.

В распоряжении режиссера были тысячи снимков из зоопарков всего мира, а Карен Гулекас ездила в Южную Африку разглядывать и фотографировать тигров, львов, гепардов и леопардов. На лондонской студии Double Negative все эти снимки разбили на несколько категорий и загрузили на сайт, с которого Гулекас и начала выбирать детали для своего саблезубого тигра. Глаза она позаимствовала у леопарда, форму носа — у одного тигра, цвет носа — у другого. Рисунок на шерсти, причудливо сочетающий пятна и полоски, взяли у тигрольва — это искусственно созданный гибрид, рождающийся у льва и тигрицы. «Саблезубый тигр должен был казаться настоящим, но он, несомненно, создание фантастическое», — объясняет Алекс Вуттке из Double Negative.

С точки зрения Карен Гулекас, самой сложной сценой фильма стала та, в которой саблезубый тигр бултыхается в наполненной водой яме-ловушке. Воспроизведение шерсти считается одним из самых сложных аспектов компьютерной графики, так же как и воспроизведение воды. В фильме «10 000 лет до нашей эры» присутствует и то и другое, причем в одной и той же сцене. На съемочной площадке тигра заменял выкрашенный в синюю краску макет в натуральную величину, который ассистенты придерживали палками, чтобы он не всплывал. (Один из участвовавших в сцене статистов очень удивился и осторожно сообщил продюсерам, что зрители в синего тигра могут и не поверить).

Почти вся поверхность воды и синий тигр были заменены компьютерной графикой на стадии постпродакшн. Сначала на Double Negative был сделан черновой вариант, в котором основное внимание уделялось отработке движения мечущегося в воде хищника; тигр в этом варианте был совершенно лысым. Следующим этапом стало добавление шерсти. Чтобы лучше понять, как именно шерсть тигра будет взаимодействовать с водой, аниматоры Double Negative клали искусственный мех в наполненную ванну.

Птицы, родственники динозавров

Другие мифические существа в фильме — это гигантские нелетающие птицы трехметрового роста и с огромными клювами. «Эти птицы должны были быть настолько большими, чтобы представлять угрозу для человека», — объясняет художник Патрик Татопулос. Туловищем они напоминают страуса, а формой головы — гигантских птиц, живших когда-то в Южной Америке. Но этим список заимствований не исчерпывается. «Мы знаем, что страус может очень быстро бегать и что у него очень сильные лапы, — объясняет Карен Гулекас. — Мы сопоставили это с тем фактом, что между динозаврами и хищными птицами были родственные связи. Облик наших птиц — это комбинация нескольких рисунков».

Чтобы помочь режиссеру и оператору выстраивать ракурсы, а актерам — ориентироваться во время съемок, вместо птиц на съемочную площадку приносили палки, флажки и выкрашенные в синий цвет макеты птичьих голов. «Мы снимали эти сцены приблизительно два месяца, — вспоминает исполнительница главной роли Камилла Белль. — Представляете, мускулистые парни в ярко-синем трико держали палки с насаженными на них синими куриными головами и в таком виде гонялись за нами! Они выглядели так по‑дурацки, что мы все время смеялись».

Статья «» опубликована в журнале «Популярная механика» (№9, Сентябрь 2008).