Стремительно двигаясь, нападающий выходит к пустым воротам. Гол! Свисток судьи извещает об окончании матча, и со счетом 3:0 швейцарцы становятся первыми чемпионами мира. По нанофутболу. Среди роботов

Поле для нанофутбола Мяч представляет собой диск из оксида кремния диаметром примерно 100 мкм. На нижней поверхности мяча сделаны выступы для снижения трения о подложку, а вытравленная буква «Т» делает мяч видимым в микроскоп
Правила нанолиги Игровое поле нанолиги представляет собой квадрат со стороной 2,5 мм, окруженный барьером из фоторезиста. Вместо травы — кремниевая подложка, в которую интегрированы электроды (сверху могут быть покрыты оксидным слоем) — для питания и управления игроками. На противоположных сторонах поля находятся «ворота» — шириной 900 мкм и 500 мкм в глубину.
Судьи наблюдают за ходом матча с помощью видеокамеры, установленной вместо одного из окуляров бинокулярного микроскопа. Изображение от второй камеры используется командой для управления игроками. Максимальный размер «игрока» ограничен 300 мкм, так что, если говорить строго, это не нанофутбол, а микрофутбол (классификация на «микро» и «нано» производится не по массе, а именно по размерам).
Сольные выступления Сам матч — это не игра с участием соперников, а сольное выступление, состоящее из трех обязательных частей. Первая — это «2-мм рывок» (2-mm Dash), который демонстрирует способность игрока пересечь игровое поле в спринтерском режиме (дается три попытки, засчитывается лучшая). Вторая — «слалом» (Slalom Drill), где игрок на пути от ворот до ворот обводит четырех неподвижных защитников (пластиковые столбики). И наконец, владение мячом: за три минуты «футболист» должен забить как можно больше голов (Ball Handling Drill). В качестве дополнительного (необязательного) задания правила предусматривают возможность демонстрации координированной групповой игры (или танцев), однако, как выяснилось, пока никто из команд не готов этого сделать.
Дизайн для финала: как устроен робот-футболист, выигравший финал
Электростатическая гусеница «Щеточный» движитель — пластинка Г-образного профиля, прижимаемая к поверхности электростатическими силами. При циклическом повторении этого процесса пластинка «ползет»
Модный формат В последнее время приставка «нано» стала чрезвычайно модной. На самом деле это слово в применении к природным или искусственным конструкциям или явлениям означает, что их размеры составляют порядка сотен нанометров или менее. В таких масштабах вступают в действие различные эффекты, обычно не наблюдаемые в привычных нам масштабах. Это обусловливает необычные свойства веществ, измельченных до наноразмеров. Обратите внимание, что согласно этой классификации футбол и роботы, описанные в данной статье, относятся не к наномиру, а к микромиру. Однако не стоит забывать, что это лишь первый шаг в этом направлении…

Этим летом в Швейцарии сложно было найти место, где не говорили бы о футболе. Вот и на лекции в знаменитом Цюрихском политехе, ETH Zurich (это учебное заведение закончил Альберт Эйнштейн), посвященной анонсу нового исследовательского центра в области нанотехнологий, который институт строит совместно с компанией IBM, профессор Стивен Брэдли не удержался: «Кстати, в прошлом году наша команда стала чемпионом мира по футболу!» Слушатели оживились, в глазах многих появилось недоумение. Выдержав паузу, профессор продемонстрировал фотографию команды ETH с чемпионским кубком в руках: «Правда, игроков на этой фотографии не видно — уж очень они маленькие. Их максимальный размер, ограниченный правилами, — 300 микрон».

Победить чемпионов

Уже несколько лет ежегодно в рамках проекта RoboCup проводятся соревнования по футболу среди роботов. Амбициозная цель проекта указана на главной странице сайта: «К 2050 году разработать команду полностью автономных гуманоидных роботов, которые смогут выиграть футбольный матч против сборной команды чемпионов-людей». Понятно, что пока до нее далеко и команды роботостроителей и программистов просто соревнуются между собой в нескольких лигах. На поле играют команды роботов малого и среднего размеров, четырехногие и гуманоидные, а программисты соревнуются в написании симуляторов игры. В 2006 году добавилась еще одна интересная номинация — Nanogram Competition, в которой людям совершенно определенно ничего не светит. Эта лига названа по весовой категории игроков — несколько нанограммов.

Организацию первого чемпионата мира, прошедшего в июле 2007 года в Атланте, штат Джорджия, взял на себя американский Институт стандартов и технологий (National Institute of Standards and Technology, NIST). В чемпионате приняли участие пять команд: две из Университета Карнеги-Меллон в Питтсбурге — CMU 1 и Magic and Voodoo («Магия и вуду»), из Военно-морской академии США в Аннаполисе, Polymer MEMS Pros из канадского Университета Саймона Фрейзера и команда Цюрихского политехнического института (ETH Zurich).

Щетки и весла

В отличие от настоящих футболистов, никакой автономности у роботов нет. Более того, в миниатюрные размеры, заданные правилами, сложно уложить даже источник питания, поэтому энергию приходится черпать извне — либо от электродов, вмонтированных в кремниевую подложку, либо от электрических или магнитных полей, создаваемых соответствующими электродами или катушками, окружающими игровое поле (единственное ограничение — никаких проводов, непосредственно подключенных к самому роботу). Разные команды придерживаются разных подходов к этому вопросу.

Три из пяти команд сделали ставку на электричество. Робот американской Военно-морской академии передвигается и управляется с помощью электростатики. Подавая напряжение на электроды подложки, покрытые оксидным слоем (для изоляции), можно менять «клиренс» робота, оснащенного так называемым щеточным движителем (scratch drive actuator) — упругой Г-образной пластинкой, которая при сгибании повторяет движение гусеницы-землемерки. Так можно обеспечить поступательное движение, для поворота же напряжение на электродах в том месте, где в данный момент находится робот, повышается и боковое рулевое «весло», поднятое высоко над подложкой, притягивается к ней и «табанит» (морское происхождение как-никак) конструкцию, поворачивая ее вокруг своей оси. Похожим образом (щеточный движитель плюс рулевое «весло») устроены роботы канадской команды и CMU 1.

Магнитная магия

Две другие команды пошли по иному пути, питая своих игроков магнитным полем. Робот Университета Карнеги-Меллон имеет размеры 200х100х50 мкм и представляет собой магнит типа неодим-железо-бор (NdFeB) без какой-либо механики. Для управления используются две пары катушек, расположенные в плоскости подложки и создающие направленное в нужную сторону градиентное магнитное поле. Для контроля движения используется еще одна катушка, расположенная под подложкой, — она создает пульсирующее магнитное поле, прижимающее робота к поверхности подложки. В результате движения робота напоминают что-то среднее между ритмичными прыжками и танцем под тамтамы (по-видимому, именно это сходство и обусловило выбор столь странного названия команды — «Магия и вуду»). Меняя частоту пульсации, можно изменять скорость, которая достигает 13 мм/с (60 длин самого робота).

Швейцарский робот (квадрат со стороной 300 мкм) состоит из двух неравных никелевых брусков, меньший из которых жестко прикреплен к золотой раме, стоящей на подложке. Для уменьшения трения при движении рама снабжена небольшими «пупырышками». Второй, больший никелевый брусок прикреплен к первому с помощью пружины. В магнитном поле бруски притягиваются друг к другу, поэтому, если создать переменное магнитное поле на резонансной частоте пружины, бруски будут колебаться с достаточно большой амплитудой и даже сталкиваться друг с другом, передавая импульс. В обычной ситуации это не может привести к поступательному движению — подобное запрещено законом сохранения импульса. Но если варьировать силу трения в те моменты, когда бруски сближаются или удаляются друг от друга, можно добиться поступательного движения такой конструкции. На электроды, вмонтированные в подложку и отделенные от рамы робота изолирующим оксидным слоем, подается электрическое напряжение, и возникающие электростатические силы прижимают робота к полю, увеличивая силу трения. Остается синхронизовать магнитное поле с подачей напряжения на электроды — и робот начинает уверенно двигаться.

Направлять его можно, изменяя направление магнитного поля: конструкция поворачивается так, чтобы длинная ось брусков совпала с направлением силовых линий поля.

Секрет победы

«Управлять нашим роботом очень просто, — объясняет Брэдли Краточвил, аспирант ETH и лидер команды. — У него всего два параметра — направление движения определяется магнитным полем, а скорость — продолжительностью прижима к подложке. Управлять можно вручную или по заданной программе распознавания, получающей изображение с видеокамеры. Магнитно-резонансная технология позволяет обойти некоторые проблемы — скажем, быстрое убывание поля с расстоянием. Сейчас мы изучаем возможности ее применения в медицине, поскольку такой способ передачи энергии хорошо работает в жидких электропроводящих средах, где невозможно использовать высокие напряжения».

«Разумеется, никто не рассматривает эту игру так же серьезно, как настоящий футбол, — говорит профессор Брэдли, возглавляющий Отделение робототехники и интеллектуальных систем (IRIS, Institute of Robotics and Intelligent Systems) в Цюрихском политехе. — Этот проект, занявший у студентов около семи месяцев (за это время мы сменили пять различных вариантов конструкции роботов), дал им прекрасное представление о том, что включает в себя микроробототехника, от идеи и моделирования до изготовления электронных компонентов и собственно роботов, написания управляющих программ, а также общей координации всего этого. Кроме того, это удобный способ демонстрации возможностей в области изготовления и управления микророботами.

Подобные системы, например, могут найти широкое применение в медицине. Собственно, главная особенность наших «игроков» — способ движения с помощью резонанса в магнитном поле — изначально разрабатывался именно для применения в медицине».

Футбольные пионеры

Первый этап чемпионата в Атланте сразу же показал, что нанофутбол (точнее, его нужно называть микрофутболом, но такова уж традиция) пока делает только первые шаги — «футболисты» канадской команды, американской Военно-морской академии и CMU 1 не смогли ни «обвести» неподвижных пластиковых «защитников», ни даже просто пересечь игровое поле. Поэтому в финале, если можно так выразиться, основная борьба шла между командами Университета Карнеги-Меллон и Цюрихского политеха.

«Наш робот оказался более резвым и лучше управляемым, — улыбаясь, говорит «ПМ» профессор Брэдли. — Он пересекал игровое поле за 316 мс, а нашим противникам для этого потребовалось аж четыре секунды! Обвод защитников занял у нас 583 мс, а у Карнеги-Меллон — более пяти секунд. Ну, и, разумеется, голы — за отведенное время мы забили три мяча, а наши соперники — ни одного. Так мы и стали первыми в истории чемпионами мира по нанофутболу. И хотя сам матч можно было увидеть только в микроскоп, чемпионский кубок вполне видно невооруженным глазом».

Статья «» опубликована в журнале «Популярная механика» (№9, Сентябрь 2008).