Немецкая компания Freesky обещает превратить беззащитных парашютистов в стремительных ангелов смерти

На высоте 10 000 м над землей от самолета отделяется человек. Он облачен в высотно-компенсирующий костюм и шлем с кислородной системой, а за спиной у него закреплены широкие жесткие крылья. В руке таинственный пилот сжимает джойстик управления элеронами. На стекло шлема проецируется информация полетного компьютера: скорость движения, высота, координаты контрольных путевых точек, направление и расстояние до них. Вскоре после прыжка горизонтальная скорость полета стабилизируется на уровне 400 км/ч относительно земли. Пилот проходит все путевые точки, стремительно и бесшумно приближаясь к цели. Преодолев более 50 км с момента отделения от самолета, он сбрасывает скорость до нуля и раскрывает парашют на высоте менее 700 м над землей. Он приземляется в нескольких метрах от цели, не замеченный радарами и часовыми. На этом завершается транспортная часть миссии разведчика с применением жесткого крыла Freesky Gryphon.

Летать, а не падать

Немецкий производитель оборудования для парашютного спорта Freesky завоевал широкую известность благодаря своему уникальному жесткому крылу Skyray, которое позволяет парашютисту летать на большие расстояния и маневрировать, подобно самолету. Крыло стало результатом трех лет исследований, опытных полетов и испытаний в аэродинамической трубе, которые проводились совместно с Мюнхенским университетом прикладных наук. Главным приоритетом для разработчиков была безопасность пилота на любой стадии полета, в любых погодных условиях. Помимо предсказуемого поведения и высокой маневренности она предполагает возможность мгновенного сброса крыла легким поворотом рукоятки.

Skyray состоит из двух частей: системы крепления с жесткой спинной секцией и собственно крыла. Крепление надевается частично под одежду и парашют, чтобы обеспечить надежную передачу подъемной силы и управляющих движений между крылом и телом пилота. Skyray управляется смещением центра тяжести или аэродинамически с помощью рук и ног, которые все время остаются свободными. По поведению в воздухе Skyray предельно близок к самолету. Крыло присоединяется к креплению посредством системы быстрого сброса. При разработке системы предусматривалась возможность сброса крыла даже при максимальной

аэродинамической загрузке. Крыло имеет собственный парашют, который раскрывается спустя некоторое время после отсоединения, чтобы исключить возможность столкновения в воздухе.

Аэродинамика Skyray оптимизирована для наиболее простого и естественного управления. Набирая высоту, пилот снижает скорость. Поставив крыло почти вертикально, можно снизить скорость до нуля и подготовиться к открытию парашюта. Снижая высоту, пилот набирает скорость. Наибольшая дальность полета достигается при крейсерских 220 км/ч. На максимальной скорости 400 км/ч Skyray может выполнять фигуры пилотажа с перегрузками до 4 g.

Жесткая уверенность

Делая предложение военным, инженеры Freesky основывались на том, что современные десантные миссии порой ставят солдата в незавидное положение. К примеру, миссия освобождения заложников, в которой важен эффект внезапности, предполагает, что спецназовец покидает борт на высоте нескольких километров: только так можно удостовериться, что самолет останется незамеченным. Во время спуска он в значительной мере полагается на волю погоды. При сильном ветре он может приземлиться очень далеко от цели или, что еще хуже, слишком близко.

Применение системы Gryphon радикально снижает риск провала операции. Со скоростью и маневренностью самолета пилот может точно приблизиться к цели, невзирая на погодные условия. С использованием Gryphon время пребывания десантника в воздухе сокращается как минимум на две трети по сравнению с обычным спуском на парашюте. Кроме того, оборудование, которое парашютист обычно несет на животе, располагается внутри корпуса крыла. Из соображений скрытности на Gryphon не планируется устанавливать двигатель — его можно легко обнаружить с помощью радара или тепловизора.

Готов служить

Чтобы изучить поведение большого дельтовидного крыла, жестко прикрепленного к пилоту, понадобилось более четырех лет исследований, тестов в аэродинамической трубе и испытательных полетов. Каждый испытатель прошел долгий путь: осваивался со спортивным Skyray, затем постепенно увеличивал размер крыла, набираясь опыта для полета с огромным Gryphon. Управлять большим крылом чрезвычайно сложно, однако большую часть этих сложностей в серийной модели возьмет на себя электроника. Отклоняя джойстик, пилот лишь отдает команды компьютеру, который, принимая во внимание линейные и угловые ускорения, скорость движения и множество других параметров, активирует электроприводы элеронов.

В настоящее время Gryphon полностью готов к серийному производству. Крыло оснащается компьютерной системой стабилизации, встроенной в шлем системой навигации и радиосвязью. По словам основателя и управляющего директора компании Freesky Албана Гейслера, для подготовки парашютиста к выполнению боевых миссий с Gryphon достаточно всего 20−25 тренировочных прыжков. Албан убежден, что в обозримом будущем Gryphon поступит на вооружение Германии и других стран.

Статья «» опубликована в журнале «Популярная механика» (№9, Сентябрь 2008).