Невидимая рука алгоритма

Агрегаторы такси – не то, чем кажутся. Конечно, они позволяют за пару минут вызвать машину и отправиться в поездку. Но достигается это не только за счет быстрой связи, но и благодаря быстрому пересчету цен. Корректируя стоимость каждой поездки, алгоритмы стараются сохранять оптимальный баланс между спросом и предложением. Благодаря этому агрегаторы влияют на работу водителей, перемещение пассажиров и транспортные потоки целого города.
Невидимая рука алгоритма

Рабочее время таксиста состоит из поиска пассажиров, поездки до заказчика и, собственно, пути к месту назначения. Выручку приносит лишь последний этап, и чем меньше времени уходит на все остальное, тем больше водитель успеет выполнить поездок и заработать. «Чем больше поездок, тем дешевле обходится каждая из них, и тем чаще люди ездят на такси. Это, в свою очередь, привлекает новых водителей, – рассказал нам Сергей Воронцов, математик-экономист из "Яндекс.Такси". – Благодаря такому циклу цена снижается, но водители получают даже больше».

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Для этого алгоритмы динамического ценообразования постоянно отслеживают спрос и предложение, вычисляя оптимальную равновесную цену. Если водителей мало, а пассажиры активно ищут свободные машины, то система автоматически повышает стоимость поездки, чтобы больше водителей приезжали за заказами. Если же обнаружится избыток машин, то стоимость вернется к обычному уровню. Например, в часы пик применяется повышающий коэффициент, привлекая водителей выходить в рейс именно тогда, когда они особенно востребованы. Зато в другие периоды цены остаются ниже, чтобы стимулировать пассажиров совершать больше заказов, и водители бы не простаивали.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Оставаясь в рамках

Никакие персональные данные при этом не используются: вопреки известной легенде, ни модель телефона, ни прошлые поездки, ни заряд батареи на стоимость поездки не влияют. «Алгоритмы динамического расчета цен даже не знают, для какого именно человека или смартфона они производят вычисления, – говорит Сергей Воронцов. – Персональные данные используются лишь приложением, для дополнительных функций. Например, довольно сложная модель предлагает варианты адреса назначения, чтобы его не приходилось вводить вручную. Она учитывает частые и прошлые поездки, историю поиска в "Яндекс.Картах" и так далее. Но для расчета цен такие данные не нужны».

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Запущенное приложение первым делом интересуется, откуда и куда предстоит ехать. Подсчитав, сколько продлится поездка с учетом пробок, система вычисляет ее стоимость по базовому тарифу. Эти фиксированные цифры служат основой для расчета итоговой цены, с учетом корректирующего коэффициента.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Зато подниматься относительно базового тарифа цена может куда заметнее. Корректирующий коэффициент может увеличивать ее до трех-четырех раз. Этот потолок, установленный в системе, достигается лишь в редкие периоды самого активного спроса и слабого предложения. На возможность заработать вчетверо больше обычного водители откликаются быстро: на линии появляются новые свободные машины, предложение вырастает, и цена снижается. «Благодаря этому в часы пик или, например, в новогоднюю ночь работает больше машин, – говорит Сергей Воронцов. – Спрос удовлетворяется лучше, и цены удается удержать в рамках разумного».

Нащупывая баланс

Для расчета корректирующего коэффициента система должна определить текущий спрос. Это делается исходя из такой статистики, как количество сделанных поблизости заказов и пользователей, которые работают с приложением в данный момент. И, конечно, оценивается предложение – число и плотность свободных машин неподалеку от заказчика. Каждый автомобиль, оснащенный мобильным устройством с приложением для таксистов, раз в несколько секунд передает в систему свои координаты.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Эти цифры сопоставляются с дорогой на карте – точнее говоря, с соответствующим условием, которое математически описывает дорожную сеть города. «Это общий граф "Яндекс.Карт", который используется во всех сервисах "Яндекса". Алгоритм поиска быстро обходит соседние ребра, находя ближайшие машины и получая ожидаемое время их подачи», – объясняет Сергей Воронцов.

Зная спрос и предложение, система вычисляет равновесную цену, стараясь сбалансировать ситуацию так, чтобы среднее время подачи не превышало определенного срока – например, пяти минут. Алгоритм динамического ценообразования автоматически меняет стоимость поездки, чтобы привлечь как можно больше водителей на линию в те районы, где они сейчас наиболее востребованы. «Предусмотрено даже прогнозирование высокого спроса, – добавляет Сергей. – Водитель может получать уведомление, что, например, завтра утром мы гарантируем заказы с повышенной стоимостью, призывая его выходить на линию».

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Таким образом алгоритм выполняет роль «невидимой руки рынка», математически находя равновесную цену, при которой в выигрыше оказываются все участники сделки. А чтобы контролировать эффективность его работы, в системе отслеживается целый набор показателей. Как быстро подаются машины? Сколько времени водители ищут пассажиров? От каких заказов они отказываются? Эти метрики демонстрируют «здоровье» рынка. Если они уходят за определенные рамки, их стараются вернуть в норму, меняя базовый тариф или алгоритм расчета корректирующего коэффициента, привлекая бонусами водителей или, наоборот, пассажиров.

Зная основные принципы работы алгоритма, можно немного сэкономить на поездках. «На всех наших графиках мы четко видим, что люди склонны ехать на работу к ровным часам. Никому не надо к 9:15, почти все торопятся к 9:00. Поэтому, если заказывать незадолго до девяти, вы, скорее всего, окажетесь в периоде самого высокого спроса и цен. Если вы не торопитесь, лучше немного подождать и отправить заказ в начале десятого, тогда поездка обойдется дешевле, – объясняет Сергей Воронцов. – Вечером ситуация обратная: люди склонны выходить домой в ровные часы – допустим, с работы в шесть, или посидев в ресторане до десяти. В это время все открывают приложение и дружно вызывают такси. Тут лучше постараться, заказать машину минут на пятнадцать пораньше».

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Динамическое ценообразование используется, на самом деле, не только в такси. Гибкие цены можно встретить почти в любой сфере, где баланс спроса и предложения быстро меняется, будь то аренда самокатов, авиабилеты, гостиницы. «Лично мне очень не хватает этого в ресторанном бизнесе и развлечениях, – добавляет Сергей. – Билеты на концерты или матчи продаются по фиксированной стоимости, и всем прекрасно известно, во что это выливается: либо очереди, либо перепродажа скупщиками. По мне, так лучше купить проход по динамически вычисленной цене, чем обнаружить, что билетов нет».