Улицы небольшого европейского городка Хенгело станут ареной полевых испытаний нового бетона, способного очищать воздух от загрязнений.

Так выглядит фрагмент чистящего воздух бетона
Пока что городок Хенгело более известен местным пивом — но скоро ситуация может измениться

Суть новинки, разработанной нидерландскими учеными, состоит во включении в бетонные блоки добавок диоксида титана. На этой основе известны и другие архитектурные проекты — например, специальные декоративные элементы зданий из бетона с диоксидом титана («Архитектура и дизайн катализаторов»). Однако, насколько нам известно, это первая попытка использовать такой подход в дорожном строительстве.

Диоксид титана (TiO2) — дешевый химический реагент, широко использующийся в промышленности. Он является эффективным катализатором реакций связывания и разложения ряда вредных веществ, содержащихся в выбросах автомобильных двигателей и промышленных установок. Наиболее опасными компонентами их выхлопов являются угарный газ, набор оксидов азота (NO и NO2) и многочисленные летучие органические соединения. C угарным газом диоксид титана ничего поделать не может (для этих целей подойдет разве что дорогая платина), зато с двумя другими напастями справляется прекрасно, разлагая их на безобидные углекислый газ, азот и воду.

Созданный «титанобетон» проверен в лабораторных условиях, где было подтверждено, что под воздействием солнечного света он катализирует необходимые реакции. «И ближайший дождь просто смоет безвредные вещества», — резюмируют разработчики. Настало время проверить его в реальных условиях, для чего и выбран городок Хенгело на востоке Нидерландов. Для нужд эксперимента одна из ремонтируемых дорог будет наполовину замощена обычным, а вторая половина — «чистящим» бетоном. Получая пробы воздуха прямо над двумя сторонами дороги, можно будет ясно понять реальную эффективность разработки. Помимо своей основной способности, новый материал обладает пылеотталкивающими свойствами — а больше не отличается от своего традиционного предшественника ничем.

Дорожные работы планируется закончить к концу этого года, а первые результаты получить — к следующему лету.

По информации PhysOrg.Com