Космос: новости: 20 мая – 5 июня 2008 г.

Будьте в курсе! Благополучно стартовал шаттл Discovery. Россия продолжит испытания новейшей ракеты «Булава». Марсианский зонд Phoenix никак не может начать работу. На МКС починили туалет и открыли новый модуль Kibo. События, сообщения, происшествия – еженедельный дайджест от журнала «Новости космонавтики».

30 мая

Запланированный пуск с космодрома Куру во Французской Гвиане ракеты-носителя Ariane-5 отложен. Во время заключительной предстартовой проверки ракеты, на борту которой находятся спутники Skynet 5C и Turksat 3A, были выявлены технические неполадки.

Скорректированная Федеральная целевая программа «Глобальная навигационная спутниковая система» (ГЛОНАСС) предусматривает запуск в ближайшие годы дополнительных 11 спутников «Глонасс-М». Это позволит после 2009 г. гарантированно иметь на орбите больше 24-х работающих навигационных спутников, а также резервные аппараты. В результате должно быть обеспечено 100-процентное непрерывное навигационное покрытие территории Земного шара.

Главком ВМФ России Владимир Высоцкий заявил, что в этом году на флоте продолжатся испытания новой ракетной системы «Булава». Он сказал: «Россия вкладывает колоссальные средства в производство этого принципиально нового стратегического оружия, и мы должны получить завершенный комплекс. Принимать недоделанное оружие российский флот не будет». Вместе с тем, продолжается плановая ликвидация мобильных пусковых установок ракет «Тополь», выслуживших установленные сроки эксплуатации. В Удмуртии на базе Пибаньшур проведена ликвидация 6 пусковых шахт.

31 мая

В электросети американского космического аппарата Phoenix, совершившего посадку у северного полюса Марса, произошло короткое замыкание. Неполадки были обнаружены в ходе тестирования оборудования для нагрева и анализа собранных образцов грунта. Ученые уже определили причину неполадок и изучают возможности ее устранения.

Компания «Информационные спутниковые системы им. Решетнева» (ИСС) в скором времени может начать поставки в Европу некоторых элементов космических аппаратов. Соответствующие меморандумы о сотрудничестве фирма подписала со своим давним партнером, компанией Thales Ariana Space.

«Завод экспериментального машиностроения РКК "Энергия" имени С.П. Королева» возместил Московской области почти 4 млн рублей ущерба, нанесенного природе аварией на предприятии. 5 января из-за разгерметизации одного из топливных резервуаров объемом 2000 куб. м произошел сброс мазута в Дулев ручей и в реку Клязьму.

1 июня

В 01:02:12 по московскому времени из Космического центра имени Кеннеди осуществлен пуск космической системы многократного использования Space Shuttle с космическим кораблем OV-103 Discovery. В полет отправился экипаж в составе: командир Марк Келли (Mark Kelly), пилот Кеннет Хэм (Kenneth Ham) и специалисты полета Карен Найберг (Karen Nyberg), Рональд Гэран (Ronald Garan), Майкл Фоссум (Michael Fossum), Акихико Хосиде (Akihiko Hoshide), Грегори Шамитофф (Gregory Chamitoff). Планируемая длительность полета корабля — 14 суток. Программой предусмотрены доставка на орбиту основной герметичной секции PM и манипулятора JEMRMS для японского научно-исследовательского модуля Kibo; смена на борту МКС бортинженера; дооснащение МКС дополнительным оборудованием и расходуемыми материалами; проведение на внешней поверхности МКС монтажных работ. После старта корабля возникли неполадки в системе контроля левого двигателя, но Discovery благополучно вышел на орбиту.

Представитель проекта Phoenix заявил, что официальный веб-сайт марсианской миссии подвергся хакерской атаке. Он оставался недоступен в течение нескольких часов, пока специалисты работали над устранением проблемы.

2 июня

Экипаж шаттла Discovery провел обследование теплозащитного слоя. Это обследование — штатная процедура, призванная обезопасить полет: повреждение теплозащитного слоя оторвавшимися от внешнего топливного бака кусками теплозащитной пены может привести к катастрофическим последствиям. Именно из-за такого повреждения в 2003 году при входе в плотные слои атмосферы во время возвращения на Землю погиб шаттл Columbia. На этот раз, похоже, все в порядке (специалисты продолжают изучать сделанные снимки), и Discovery благополучно провел стыковку с МКС.

Созданный российскими студентами спутник «ЮтСат» и в июне будет доставлен в Индию, которая выведет его на орбиту. Окончательные сроки запуска пока не определены, поскольку «ЮтСат» будет выведен на орбиту индийской ракетой GSLV вместе с группой других спутников, которые находятся в разной степени готовности.

4 июня

Основной блок японского лабораторного модуля Kibo установлен на МКС. Кроме установки этого модуля, в ходе выхода в открытый космос астронавты помогли вернуть на шаттл манипулятор, который был снят во время прошлого полета космического челнока. Это было сделано для того, чтобы максимально освободить грузовой отсек шаттла для доставки второго блока японского лабораторного модуля «Кибо». Также астронавты опробовали несколько способов очистки от загрязнения блока, который отвечает за вращение панелей солнечных батарей.

5 июня

Члены экипажей МКС и шаттла Discovery официально открыли японский модуль Kibo. Медлу тем, астронавты Майкл Фоссум (Michael Fossum) и Рональд Герин (Ronald Garan) начали второй за время нынешней миссии выход в открытый космос. Проработать за бортом им предстоит более 6 часов, проведя подготовительные работы для установки вспомогательного блока японского модуля Kibo.

Исследование марсианского грунта американским космическим аппаратом Phoenix отложено до субботы из-за потери связи с Землей. Зонд должен был прокопать небольшое углубление в поверхности Красной планеты, чтобы сделать заборы грунта вечной мерзлоты, однако эксперимент пришлось перенести на более поздний срок из-за проблем с передачей данных через спутник Mars Odyssey. Пока что Phoenix выполняет заложенную автоматическую программу: делает фотоснимки окружающего его ландшафта.

Российский космонавт Олег Кононенко починил туалет на МКС, заменив испорченную помпу на новую, которая была доставлена несколько дней назад с Земли на шаттле Discovery. Потребовалось более двух часов на то, чтобы установить новую 17-килограммовую помпу и подсоединить все необходимые шланги.