Будьте в курсе! С Плесецка запущена ракета с военными спутниками. На Марс прибыл зонд Phoenix. К 2012 г. все перевозчики на территории России обязаны будут оснащаться системой ГЛОНАСС-GPS. Идет отбор добровольцев для участия в проекте «Марс-500». События, сообщения, происшествия — еженедельный дайджест от журнала «Новости космонавтики».

Стартовав из Плесецка, ракета «Рокот» вывела на орбиту 3 военных спутника и научный «Юбилейный»
Межпланетный зонд Phoenix благополучно опустился на поверхность Марса
Одна из первых фотографий, сделанная камерами Phoenix: опоры аппарата прочно стоят на марсианском грунте
С помощью ракеты Chang Zheng-4C китайцы запустили метеорологический спутник — второй, предназначенный специально для обеспечения пекинской Олимпиады
Старт первого индийского лунного зонда Chandrayaаn-1 состоится этой осенью
Из-за неполадок с аэростатом парашютисту Мишелю Фурнье пришлось отложить прыжок с рекордной высоты
Европейский зонд GOCE, который займется измерением гравитационного поля Земли и изучением режима циркуляции океана, стартует осенью

23 мая

В 19:20:09 по московскому времени с космодрома Плесецк осуществлен пуск ракеты-носителя «Рокот» с разгонным блоком «Бриз-КМ» и 4 спутниками на борту. Три из них принадлежат российскому Министерству обороны («Космос-2437», «Космос-2438» и «Космос-2439»), а малый «Юбилейный» создан в честь 50-летия первого искусственного спутника Земли и предназначен для отработки некоторых новых технологий.

Экипаж МКС «прооперировал» российский фантом «Матрешка-Р», с помощью которого ученые исследуют влияние радиации на жизненно важные органы человека. Сергей Волков и Олег Кононенко извлекли из манекена детекторный блок и на 2 недели поместили его рядом, чтобы сравнить его показания с ранее полученными данными.

25 мая

Российский министр транспорта Игорь Левитин на международном форуме в Сочи заявил: «Примерно в 2012 г. мы должны обеспечить всех перевозчиков наземной системой ГЛОНАСС-GPS. При этом требование о наличии этой системы будет предъявляться как к российским, так и к зарубежным перевозчикам, находящимся на территории РФ».

26 мая

В 03:53 по московскому времени американский межпланетный зонд Phoenix совершил посадку на поверхность Марса. Спустя 15 минут на Землю поступило подтверждение благополучного завершения посадки, а вскоре камеры зонда приступили к съемке поверхности Марса.

Создание на Байконуре совместного российско-казахстанского стартового комплекса «Байтерек» зависит от сроков завершения испытаний на космодроме Плесецк новой экологически чистой ракеты-носителя «Ангара», сообщил руководитель Роскосмоса Анатолий Перминов. Он сказал: «Мы идем строго по графику, согласно которому в 2010 г. в Плесецке должны состояться испытания легкого варианта «Ангары», а в 2011 г. — «Ангары» тяжелого класса. Таким образом, проведение первого старта с нового комплекса «Байтерек» в 2012 г.»

27 мая

В Берлине федеральный канцлер Германии Ангела Меркель открыла Международный авиакосмический салон ILA-2008. В этом году общая площадь выставочной экспозиции составила 250 тыс. квадратных метров. Экспонаты размещены в 13 павильонах и на открытой площадке. В ILA-2008 участвуют 1127 экспонентов из 37 стран мира, а на открытых площадках аэропорта можно будет увидеть свыше 300 летательных аппаратов.

В 07:02 по московскому времени с китайского космодрома Тайюань осуществлен пуск ракеты-носителя Chang Zheng-4C с метеорологическим спутником Fengyun-3 (FY-3). Запуск прошел успешно, космический аппарат массой 2295 кг выведен на околоземную орбиту. FY-3 — второй метеоспутник, запущенный специально для обеспечения Игр в Пекине. Он позволит повысить точность среднесрочных прогнозов погоды, предсказывающих атмосферные условия в тех или иных районах на 10−15 дней вперед.

Страховые компании считают российскую ракету «Союз» самой надежной в мире. При оценке рисков по запуску ракеты «Союз», страховые компании отмечают ее многолетнюю надежность и относительную экологичность топлива, — об этом рассказал один из руководителей компании «Страховой брокер «Малакут-Созвездие» Тарас Фузик. Ставка покрытия рисков на запуск для ракеты-носителя «Союз» равняется 6−8%, в то время как, например, для российско-украинской ракеты «Зенит-3SL» она составляет 8−10%. В целом же ставки покрытия рисков по запуску могут достигать 30% как по российским, так и по иностранным. По его словам, российская ракета «Протон» также считается одной из самых надежных, но последняя авария чуть скорректировала процентные ставки рисков по ее запуску, доведя их до 15−16%.

Индийская организация космических исследований ISRO вышла на финишную прямую в подготовке своей первой лунной миссии. Согласно опубликованным в понедельник данным, старт экспедиции Chandrayаan-1 назначен на третий квартал этого года. На борту аппарата будет размещено 11 основных элементов технического оборудования, 5 из которых изготовлены в самой Индии. На окололунной орбите он проработает около 2 лет, осуществляя детальную съемку поверхности спутника Земли, на основе которой будет составлен трехмерный атлас Луны.

28 мая

Европейское космическое агентство отобрало 32 кандидата для участия в российском проекте «Марс-500» по моделированию длительного космического перелета на Марс, второй этап которого должен начаться в октябре этого года. Из числа тех же 32 человек будут отобраны и двое, которым будет предложено участвовать в третьем, самом сложном этапе, подразумевающем изоляцию на 520 суток с возможным ее продлением. Все кандидаты отправляются в Москву, в Институт медико-биологических проблем (ИМБП) РАН, где пройдет окончательный этап отбора.

На МКС на российском модуле «Звезда» засорился туалет. Подмосковный Центр управления полетами передал экипажу МКС приказ отключить сломавшееся оборудование и использовать туалет на корабле «Союз», однако вскоре космонавты починили сломанный насос-разделитель воздуха и воды, и неполадка была устранена.

Из-за технических неполадок возникли проблемы в работе севшего в понедельник на Марсе аппарата Phoenix. По словам представителей NASA, неполадки связаны с одним из 2 аппаратов, которые, находясь на орбите Марса, ретранслируют команды с Земли. Другими словам, с Phoenix была потеряна связь. Однако они заверили, что ситуация не представляет серьезной угрозы. И действительно, в тот же день связь с зондом была восстановлена.

Воздушный шар, на котором 64-летний французский парашютист Мишель Фурнье намеревался достичь высоты 40 км для рекордного прыжка, оторвался от гондолы и улетел во время заправки гелием. Теперь попытку установления рекорда придется отложить на неопределенное время.

29 мая

Американские ученые начали операцию по развертыванию роботизированной руки-манипулятора аппарата Phoenix, находящегося у северного полюса Марса. Изначально планировалась, что рука-манипулятор земного робота будет развернута еще во вторник, но этому помешали технические проблемы. На развертывание манипулятора уйдет еще не менее 2 дней.

В ESA сообщили о новой дате запуска научно-исследовательского аппарата GOCE. По согласованию с российской стороной, отвечающей за вывод аппарата на орбиту, старт намечен на 10 сентября. Основные задачи спутника GOSE заключаются в измерении гравитационного поля Земли и изучения режима циркуляции океана.

Сообщается, что в конце апреля британский астроном-любитель Ричард Майлз (Richard Miles) открыл уникальный по своим характеристикам астероид. Получивший предварительное обозначение 2008 HJ объект совершает оборот вокруг своей оси за рекордные 42,7 секунды.

«Новости космонавтики»