Пирамиды, превосходящие по размерам египетские, здания выше 3 км, небоскребы, связанные друг с другом десятком мостиков, — все эти архитектурные шедевры могут появиться на нашей планете до конца следующего десятилетия. Их проекты уже существуют. Дело за потенциальными заказчиками, которые помогут архитекторам материализовать их фантазии.

Продолжатели строителей четвертой династии

Если ожидания инициаторов проектов сбудутся, то через какое-то время посмотреть на грандиозные пирамиды можно будет не только в египетской Гизе. Одна пирамида, по высоте в 12 раз превосходящая усыпальницу Хеопса (нынешняя высота последней 137,2 м), может появиться в Японии, другая — высотой до 578 м — должна быть построена в Германии. Причем немецкая, по задумке создателей, будет выполнять те же функции, что пирамиды Четвертой династии фараонов, — служить усыпальницей. Только не для одного человека, а для миллионов людей со всего мира. «Когда в пирамиде будет захоронено 10 млн человек, она по проекту достигнет высоты 268 м, — рассказывает Йенс Тиль, разработчик немецкого проекта, — когда число камней достигнет 100 млн, ее высота станет 578 м».

В отличие от немецкой «Великой пирамиды», японская должна стать местом обитания живых людей. По сути, это будет пирамидальный город, который вместит около 750 000 человек. Так японцы пытаются решить проблему дефицита места. Если такая пирамида будет построена, она станет самым крупным искусственным сооружением планеты, но шансы ее создать не слишком велики. Учитывая, что институт рабства отменен, вряд ли у японцев найдется достаточно средств для постройки такой пирамиды. Ведь в XXI веке на смену рабскому труду придут не слишком дешевые строительные роботы.

Мечта о Вавилонской башне

В 2012 году в Москве будет достроен небоскреб «Россия» высотой 612 м, который возводится по проекту знаменитого британца Нормана Фостера. «Россия» станет самым высоким зданием в Европе и вторым по высоте в мире. Абсолютный чемпион — небоскреб-гигант Burj Dubai, который сейчас возводится в самом населенном городе Арабских Эмиратов. Его высота должна составить 818 м!

Но и московский, и дубайский небоскребы могут показаться детскими забавами по сравнению с городом-зданием Ultima Tower, который по задумке американской компании Tsui Design & Research имеет высоту 3219 м! Юджин Тсуй, глава архитектурного бюро, считает, что технологии для создания столь высокого здания уже готовы. Главная проблема — финансирование: возведение небоскреба-города обойдется строителям примерно в $150 млрд!

Если не брать в расчет пока еще слишком фантастические проекты космических лифтов, то по высоте у Ultima Tower только один соперник — четырехкилометровый небоскреб-город X-Seed 4000, разработанный японской компанией Taisei Construction Corporation. Проект внешне похож на город Фудзи и готов поселить на 800 этажах до миллиона жителей. Но воплощение проекта в жизнь обойдется как минимум в $300 млрд, так что можно с уверенностью сказать, что в ближайшее время на такое строительство денег не выделят. Впрочем, японские разработчики на это и не надеются: проект «высотки» для них — скорее возможность засветиться перед широкой публикой, чем «дело всей жизни».

Впрочем, небоскребы, высота которых превышает критическую отметку в 1 км, скорее всего, будут построены в течение следующего десятилетия. Уже разработано несколько жизнеспособных проектов. Например, британская компания Popularchitechture предложила для Лондона 1,5-километровый небоскреб Mile-High Eco Tower. Пятисотэтажная башня должна обеспечить жильем и необходимой инфраструктурой примерно 100 000 человек. А в городе Джидда (Саудовская Аравия) планируют построить 1,6-километровый небоскреб Mile-High Tower, который совместно разрабатывается архитекторами из Саудовской Аравии и инженерами из Великобритании. Стоимость проекта оценивается в $10 млрд: для Саудовской Аравии это немного. Так что если технологии действительно готовы для создания подобной высотки, ее строительство более чем вероятно.

Небоскребы-сады и роботы-разрушители

Здания стремятся выше в небо. Гигантские пирамиды обещают к нам снова вернуться. Все это обосновано желанием человека максимально рационально использовать свободное пространство и сократить перемещения человека на автомобиле — тогда мы успеем придумать замену привычному ДВС до того, как закончится нефтяное топливо. Неудивительно, что еще один популярный сегодня в архитектуре тренд посвящен экодизайну. Практически в любом проекте нового инновационного здания предусмотрены использование дождевой воды, солнечные батареи и ветровые станции, а также отлично проработан вопрос энергосбережения. Но некоторым архитекторам этого недостаточно. Например, бельгиец Винсан Каллебо проектирует здания, утопающие в зелени. Растения очищают воздух от излишков углекислого газа. А архитекторы из Австралии разработали проект робота, который призван уничтожать жилые дома в пригородах, восстанавливая на их месте живую природу, и… отсасывать из обитателей разрушенных коттеджей жир. Проект напоминает дурное сновидение, но оставляет о себе яркие впечатления и заставляет задуматься о том, в правильном ли направлении мы идем…

Статья опубликована в журнале «Популярная механика» (№6, Июнь 2008).