Солнечные тросы: Парусник-медуза

Ученые из Финляндии обещают: если все пойдет по плану, уже года через 3 можно будет испытывать новый электрический солнечный парус. Точнее говоря, трос.
Популярная механика
Популярная механика редакция

«Полет за пределы Солнечной системы для изучения "чистого" межзвездного пространства, его газов, плазмы, магнитных полей, может стать первым и основным, для чего стоит использовать такой парус», — говорит глава группы разработчиков Пека Янхунен (Pekka Janhunen). Это самый настоящий парус, в классическом смысле слова: он способен разгонять космические аппараты, не пользуясь никаким топливом и двигателями, а под давлением окружающей среды — в данном случае, не атмосферных ветров, а солнечного ветра, потока заряженных частиц, исходящих от нашей звезды. Все это совсем не ново, но есть тут своя изюминка.

В отличие от других подобных проектов, здесь используются не то чтобы паруса большой площади, а целый букет длинных наэлектризованных тросов из алюминиевого или медного сплава. Именно положительная заряженность позволяет им работать, взаимодействуя с солнечным ветром, получая от него импульс и создавать тягу на манер паруса. Поддерживать заряд сможет электронная пушка, удаляющая с тросов излишний отрицательный заряд и питающаяся от солнечных батарей. Стоит отметить, что в отличие от других парусных проектов, такие тросы устойчивы к ударам метеоритов: их невозможно продырявить, они гибки, как щупальца.

Для начала Янхунен с коллегами намерены испробовать прототип — небольшой аппарат, оснащенный отрицательно заряженными тросами длиной около 8 км, выведенный на высокую эллиптическую околоземную орбиту. «Эта миссия, — поясняет он, — позволит нам подтвердить и откалибровать наши расчеты, подтвердить полученные цифры прежде, чем приступать к разработке полномасштабного проекта».

Ну а когда именно состоятся полеты — зависит от того, удастся ли финнам найти достаточное финансирование своего проекта, которое они оценивают в сумму около 8 млн. долларов. Стоит сказать, что до сих пор солнечные паруса, несмотря на всю свою их привлекательность, терпели одну неудачу за другой. В 1999 и 2001 гг. не сумели раскрыться на орбите российские паруса; в 2005-м совместный российско-американский проект даже не успел толком начаться, погибнув из-за взрыва ракеты-носителя через пару минут после старта. Правда, японцам удалось в 2004 г. удачно раскрыть на орбите небольшой прототип — но это и все. Остается любоваться результатами компьютерного моделирования:

Все это не останавливает исследователей из России, Германии, США, Швеции, Италии — все эти страны и сегодня продолжают работы над солнечными парусами. Действительно, потенциальная отдача от их использования колоссальна: по сути, они могут сделать многие перелеты крайне дешевыми. «Доставлять лед с астероидов на околоземную орбиту, получать из нее здесь ракетное топливо — все это могут взять на себя "солнечные парусники", удешевляя и полеты на обычных носителях», — добавляет финский ученый.

Пока что солнечные паруса используются крайне редко, для небольших коррекций орбиты космических аппаратов. Но очень хочется дождаться того дня, когда в дальний полет отправится настоящий парусник — а пока можно почитать и про российский проект: «На зеркальных парусах».

По публикации Space.Com