Роботакси, уничтожитель сорняков, еда по биометрии: как технологии на базе ИИ меняют нашу жизнь

Вспомните события последнего дня. Пользовались ли вы навигатором, чтобы передвигаться по городу? Вызывали такси через приложение? Разблокировали экран смартфона своим лицом? Заказывали доставку продуктов на дом через онлайн-супермаркет и выбирали товары, рекомендованные специально для вас? В основе всех этих действий лежат технологии искусственного интеллекта. ИИ уже давно не фантастика, а повседневная реальность. Рассказываем о том, как он меняет нашу жизнь прямо сейчас.
Роботакси, уничтожитель сорняков, еда по биометрии: как технологии на базе ИИ меняют нашу жизнь

«Искусственный интеллект изменит нашу жизнь сильнее, чем любая другая технология в истории человечества — даже электричество», — считает известный венчурный капиталист из Тайваня Ли Кайфу.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

С ним трудно не согласиться. Согласно прогнозу PWC, технологии на основе искусственного интеллекта (ИИ) могут вызвать рост мирового ВВП на 14% уже к 2030 году. Каждая сфера нашей жизни на глазах становится «умнее». Искусственный интеллект позволяет оптимизировать любой процесс: он анализирует данные, находит слабые звенья и предлагает способы их улучшения — и делает это постоянно. Способность компьютеров заменять людей в простых однообразных задачах уже приводит к тому, что роботы успешно осваивают некогда исключительно человеческие профессии — операторов колл-центра, сборщиков на конвейере, брокеров и трейдеров, юристов и другие.

Вот лишь несколько примеров, как разные технологические системы в составе ИИ на практике делают нашу жизнь такой, какой ее видели писатели-фантасты десятки лет назад.

Системы предиктивной аналитики

Эти системы позволяют анализировать огромные массивы данных и за считанные секунды строить на их основе прогностические модели. В банкинге такие системы используются для оценки риска заемщиков. Они анализируют кредитную историю человека, паттерны его финансового поведения, даже составляют психологический портрет по профилям в соцсетях. Сегодня в Сбербанке, Росбанке, Райффайзенбанке, МКБ и других организациях до 100% кредитных решений принимает компьютер. В маркетинге предиктивная аналитика применяется для определения сезонного спроса, предсказания поведения покупателей, разработки рекомендательных сервисов. Например, сервис стриминга фильмов и сериалов Netflix заметил, что до 75% пользователей выбирают, что смотреть, на основе своих рекомендаций. ИИ подбирает контент, который будет для них максимально интересен. В производстве такие же системы служат для предсказания отказов оборудования, определения пиковых нагрузок и других задач. По подсчетам McKinsey, предиктивный метод позволяет сократить время простоев оборудования на 30-50% и продлить средний срок эксплуатации машин на 20-40%. В масштабах заводов это колоссальный резерв для экономии.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

В логистике аналитические системы помогают оптимизировать перевозки — в частности, разрабатывать эффективные маршруты с учетом сроков доставки, особенностей груза, загруженности автопарка, расхода топлива и других факторов. Так, российская компания Relog рассказывает о том, что благодаря внедрению «умной» маршрутизации в аптечной сети ей удалось снизить расходы на 22-29%. Технологичные службы такси используют предиктивные системы для анализа спроса и предложения. В международном сервисе по заказу поездок DiDi умные алгоритмы в режиме 24/7 в разных частях города предсказывают потенциальное число заказов — так, чтобы при необходимости машины всегда были в наличии в каждом районе.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Компьютерное зрение

Способность машины не только «видеть», но и распознавать и «понимать» увиденное открывает самые широкие возможности для ее применения в разных сферах. Сегодня компьютерное зрение используется для решения таких задач — и список, разумеется, не полный: видеонаблюдение в офисах, на производстве, в торговых центрах, на улицах; управление автомобилями, предотвращающее столкновения с препятствием; анализ изображений в медтехе; сортировка, поиск брака и других операций в серийном производстве; дополненная и виртуальная реальность; геопозиционирование и картографические системы; контроль точности в строительстве и реконструкции; анализ эмоционального состояния человека.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

По каждому из этих пунктов уже имеются примеры реального коммерческого применения — в том числе довольно неординарные. Если вы когда-нибудь на даче пропалывали грядку с морковкой, то помните, какое мучительное это занятие. Корнеплод особенно быстро и густо зарастает сорняками, а отличить морковную ботву от сорных трав не так уж просто. Компьютерное зрение справляется даже с этой задачей. Совместное творение немецкой сельхозкомпании Amazone (не опечатка!) и Bosch робот-платформа BoniRob при помощи камеры определяет по форме листа полезную культуру. Роботизированный модуль механически уничтожает сорняки, а овощи остаются целыми и невредимыми.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Другой пример связан с распространенными биометрическими системами — они, как известно, применяются от смартфонов, где заменяют ввод пин-кода для разблокировки, до офисных проходных. В сети ресторанов KFC такая система предусмотрена в специальных киосках для выдачи блюд в «ресторане будущего» в Москве. Ячейка с заказом открывается автоматически с использованием системы распознавания лиц: она также применена в аппаратах розлива горячих напитков, которые каждый посетитель наливает себе самостоятельно. При этом использование новой технологии не требует хранения персональных данных в системе — временный профиль пользователя работает лишь до выдачи заказа, после чего удаляется.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Но, пожалуй, самые амбициозные трансформации, вызванные использованием технологий компьютерного зрения, произойдут тогда, когда люди пересядут в беспилотные автомобили. И мы как никогда близки к этому моменту — тестированием беспилотных проектов занимаются все крупнейшие автопроизводители и технологические гиганты. В частности, еще в июне 2020 года подразделение DiDi Autonomous Driving провело пилотный запуск роботакси, выполнявшего реальные заказы. Развитие беспилотников необходимо в том числе и для того, чтобы совершить революцию в области транспортной безопасности. Ежегодно в мире в автомобильных авариях погибает 1,3 млн человек. В 99% случаев ДТП происходят по ошибке водителей, которые все чаще отвлекаются на мобильные устройства.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Оптимизация сложных задач

Обработать большие массивы данных, определить в них закономерности и паттерны, выстроить сложнейшие модели с множеством переменных, обнаружить возможные ошибки — все это искусственный интеллект научился делать по мановению руки. Скорость вычислений компьютеров колоссально превышает человеческие. Кому-то это помогает сэкономить время. Например, умные алгоритмы позволяют в системе реального времени выстроить оптимальный маршрут для водителя такси с учетом погоды, загруженности дорог, расстояния и других факторов. А кому-то может спасти жизнь. Российский медицинский стартап Botkin.AI изучает карты больных и результаты обследований, которые были сделаны в недавнем прошлом, — и, случается, находит в них признаки патологий, которые оказались упущены врачом. Ранняя диагностика болезней, как известно, существенно увеличивает шансы на успешную терапию.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Чат-боты и коммуникация на естественном языке

Чат-боты широко используются для поддержки пользователей — в банках, медицинской сфере, при покупке авиабилетов или трекинге посылок из Китая. Области применения не ограничены — от обучения до помощи людям с ограниченными возможностями здоровья. Алгоритмы генерации естественного языка используются для написания текстов, стихов, сказок, для подсказок в телефоне и при составлении электронных писем. Виртуальные помощники вроде «Алексы» Amazon помогают делать заказы в интернет-магазинах и включать «умный» чайник. Стартап Replika играет роль собеседника, который может скрасить одиночество и мониторить психологическое состояние пользователя.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

В DiDi роботы решают до 60% запросов пользователей в службу поддержки, ведь чаще всего такие запросы похожи, и операторы-люди для работы с ними не нужны.

Перечисленные примеры доказывают, что технологии ИИ проникают во все сферы нашей жизни — от медицины и транспорта до развлечения, покупок, обеспечения безопасности. Процессы автоматизации, построения цифровой экономики без них немыслимы. В дальнейшем развитие ИИ будет идти по траектории все более глубокого применения в самых разных областях. Вероятно, уже существующие решения будут интегрироваться в новые бизнесы и решать новые проблемы. Ведь чем больше обучается робот, тем лучше он справляется со своими задачами — и тем полезнее становится.

Автор: Даниил Петин, директор по стратегическим проектам DiDi в России