Этика беспилотников: как нельзя кодировать мораль

Кого должен сбить беспилотный автомобиль в безвыходной аварийной ситуации — пожилого человека или беременную женщину? Ребенка с собакой или кого-то похожего на воришку? Или врезаться в бетонное ограждение, чтобы спасти пешеходов, но рискнуть пассажиром? Примерно такие вопросы возникают в публичных обсуждениях, когда речь заходит об этике беспилотных автомобилей. Но давайте разберемся, что на самом деле делают, когда пытаются научить беспилотник морали.
Этика беспилотников: как нельзя кодировать мораль

Аморальная машина

Вопросы вроде - «кто важнее — человек или животное, доктор или вор, беременная женщина или пожилой мужчина?» — типичные для игры в моральную машину, которую создали на базе медиа-лаборатории Массачусетского технологического института.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Скриншот из теста
Скриншот из теста

«Моральная машина» — один из самых известных на сегодняшний день проектов, посвященных решению этических вопросов. Его разработала команда исследователей из разных дисциплин, университетов и стран еще в 2015 году. С тех пор тест был переведен на 10 языков, и его прошли миллионы людей по всему миру. Идея этого проекта представляет собой попытку решить вопросы этики беспилотных автомобилей с помощью больших данных. То есть предполагалось, что чем больше людей решат эти задачи, тем больше шансов у разработчиков беспилотников сделать их машины действительно этичными.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Уже в 2018 году команда проекта опубликовала статью в Nature, где раскрыла свои данные о прохождении теста. 40 миллионов решений из 233 стран — подумать только! На этой базе авторы рассказывают о глобальных различиях в том, какой выбор делали пользователи (а они есть, и очень значимые). Они предлагают кластеризацию стран по трем направлениям, где доминируют те или иные этические предпочтения, например, связанные с религиозными убеждениям. Также они анализируют индивидуальные выборы, исходя из демографических характеристик пользователей. Наконец, они пытаются выявить культурные и институциональные особенности этических решений. Общая их цель — предложить подходы к разработке такой этики, которая бы считалась социально приемлемой. Вроде бы звучит неплохо, но почему тогда на тест обрушилась массовая критика?

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Неэтичный аутсорсинг

С самого начала дизайн теста для измерения этики вызвал большую критику. Как можно принимать этические решения, опираясь на статистику ответов на тесты? Неужели подобный аутсорсинг может создать правильную этическую рамку? И вообще, какова вероятность, что беспилотники будут действительно сталкиваться хотя бы с одной из моделируемых ситуаций?

Один из пунктов критики теста — сам факт аутсорсинга решения этических вопросов. Иными словами, разработчики снимают с себя ответственность и перекладывают ее на пользователей, чтобы они принимали решения о ситуациях, в которых готовы оказаться. Более того, моделируемые ситуации часто сильно далеки от реальности. Критические ситуации потому и критические, что не оставляют времени на принятие взвешенных решений, не дают возможности анализировать и оценивать жизнь тех или иных людей или даже животных. Почему были выбраны именно такие характеристики разных людей? И зачем вообще оценивать важность разных жизней, будто на такое решение действительно есть время в безвыходной ситуации.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Сама идея оценивания и сравнения важности разных жизней — классика дилеммы вагонетки — глубоко ошибочна, хотя бы потому что не имеет «правильного» решения. А идея калькуляции этих решений тем более не приводит к верному результату. Даже если простое большинство ответов окажется приемлемым в этом контексте, обществе или историческом срезе, это не означает, что то же решение будет адекватным для других обстоятельств. Постановка проблемы в рамки моральной дилеммы ставит под вопрос этичность самого теста.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Нельзя игнорировать масштабный выхлоп от этого проекта в медиа и среди обычных пользователей. Такие тесты, как дрова в костре, подогревают публичный алармизм. И в 2015 году, когда тест только придумали и запустили, и в 2018 году, когда вышел первый публичный отчет, происходили большие волны обсуждения моральной машины. Причем медиа подхватывает неоднозначность теста и драматизируют его последствия. Просто погуглите «этика беспилотных автомобилей», и вы достаточно быстро обнаружите примерно такое облако слов: «убивать», «давить», «убийца», «опасности». Конечно, медиа производят и более конструктивные или нейтральные идеи относительно этики беспилотников, но уровень публичного алармизма поддерживается именно благодаря драматизации нерешаемых дилемм.

Есть и другие способы или попытки решать этические проблемы беспилотников. Ими занимаются социальные исследователи технологий, которые продолжают критиковать такие однобокие подходы, как машина морали. О них мы поговорим в следующий раз.

Алексей Каменецкий
Алексей Каменецкий 17 Ноября 2021, 18:28
Чтобы исключить проблематичный выбор между жизнями и обеспечить снижение последствий ДТП с учётом справедливости, БТС следует до ДТП определять не гибель участников движения, а условную величину опасности их травмирования, рассчитываемую определённым образом. Пример: из двух пешеходов нужно выбрать одного в качестве ДТП-соучастника. 1. Выбор между предполагаемыми последствиями: а) гибель пешехода1; б) гибель пешехода2. Вопрос: чью жизнь выбрать? Ответ: проблематичен. 2. Выбор между предполагаемыми последствиями: а) опасность травмирования пешехода1 равна x; б) опасность травмирования пешехода2 равна 2x. Вопрос: пешехода с каким значением опасности травмирования выбрать? Ответ: x. В этом выборе предпочтительнее вариант а), потому что у пешехода1 благоприятнее прогноз на выживание и получение меньших травм.