Чистый полет: Самолет на водороде

Впервые в истории авиации в воздух поднялся самолет на водородных топливных элементах.
Чистый полет: Самолет на водороде

Тестовый полет был проведен мадридским подразделением Boeing Research & Technology Europe. Проект Fuel Cell Demonstrator Airplane разрабатывается им уже не первый год, но на днях он достиг действительно важной отметки — первого подъема в воздух.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

В отличие от обычных самолетов с двигателями внутреннего сгорания, на этом самолете установлены водородные топливные элементы — электрохимические устройства, разлагающие атомарный водород на протоны и электроны и получающие из них электричество и тепло. По мнению многих специалистов, именно они могут прийти на смену традиционным ДВС: подкупает их высокая производительность и безопасность для окружающей среды. Помимо тепла, единственным отходом их работы является вода. Многие крупные автопроизводители уже предлагают «водородные» машины на продажу — правда, пока довольно недешево. А в ряде развитых стран понемногу набирает обороты и сеть «водородных» заправок. Главная и существенная загвоздка в развитии технологии — сложность получения водорода, но и за этим наверняка дело не станет.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

А пока разработчики использовали в качестве основы для тестирования новой технологии двухместный самолет Dimona с 16,3-метровым размахом крыльев, который выпускает австрийская Diamond Aircraft Industries. На него был установлен топливный элемент с протоно-обменной мембраной, обеспечивающей превращение химической энергии водорода в электричество; литиево-ионная батарея для хранения запаса энергии; и электродвигатель, приводящий в действие обычный пропеллер. «А теперь со всем этим мы попробуем взлететь», — решили разработчики. Три тестовых полета, проведенные в Испании, прошли успешно.

В ходе полетов самолет поднялся на высоту до 1000 м, используя энергию топливного элемента и батарей. А достигнув нужной высоты, летчик-испытатель отключил питание от батарей и летел по прямой около 20 минут только на энергии, вырабатываемой топливными элементами — на скорости около 100 км/ч.

Разработчики Boeing уверены, что такие системы в будущем способны полностью вытеснить обычные двигатели если не в мощных военных и транспортных авиаперевозках, или в пассажирских лайнерах, то уж в небольших самолетах — наверняка. Но и в более крупных системах вместо бензина вполне может использоваться более современное топливо. Читайте подробнее о перспективных его видах: «Ужин двигателя».

По пресс-релизу Boeing