Виртуальный «ребенок», управляемый искусственным интеллектом, впервые успешно прошел тесты, предназначенные для нормальных детей 4−5-летнего возраста.

Примерно в 4 или 5 лет дети нашего вида начинают ориентироваться в мире достаточно, чтобы решать задачи на «ложные убеждения». Этот тест проверяет способность ребенка понимать, что убеждения окружающих могут отличаться от его собственных — и от объективной реальности. Это крайне полезное знание позволяет нам лучше осознавать действительность, «взвешивая» чужие утверждения собственными. Однако даже для самого изощренного компьютерного интеллекта, способного решать сложнейшие логические задачи, этот тест до сих пор представлял непреодолимое препятствие.

Впервые это удалось Эдди (Eddie) — так назвали свое детище создатели новой интеллектуальной системы. Пока что основное применение новой способности они видят в компьютерных играх. «Компьютерные персонажи, населяющие сегодняшние игры, — говорит Селмер Брингсйорд (Selmer Bringsjord), — не обладают полноценной индивидуальностью хотя бы потому, что не осознают особенности индивидуальностей игроков». В будущем, — считает он — виртуальные персонажи смогут лучше понять живых игроков, а значит — и предсказать их поведение и мотивацию, превратившись в намного более серьезных соперников. Впрочем, коллеги Брингсйорда считают, что их разработка применима и в других технологичных областях. К примеру, поисковые системы, способные понять и узнать посетителя, его мотивы, смогут предложить и более точные результаты поиска.

Психологи широко применяют тест на ложные убеждения для диагностирования некоторых отклонений развития — в частности, аутизма. Испытуемому демонстрируется сцена, в которой ребенок кладет какой-нибудь предмет в ящик, закрывает его и уходит из комнаты. Затем его мама прячет предмет в другое место — ребенок не видит этого. Будучи неспособным увидеть мир глазами других, больные аутизмом (или слишком еще маленькие дети, или компьютеры) на вопрос о том, где будет ребенок искать предмет, отвечают, что там, куда его положила мать. Только в возрасте 4−5 лет человеческие дети начинают понимать, что ребенок в этой сценке ошибочно будет считать предмет по‑прежнему лежащим в ящике.

Искусственный разум Эдди ученые во главе с Селмером Брингсйордом испытывали в «полевых» условиях — в виртуальном мире Second Life. А дело было так. Два персонажа-аватара, управляемые людьми, показали Эдди два чемодана — зеленый и красный, в котором лежал пистолет. Затем один персонаж ушел, а второй тем временем переложил пистолет в зеленый чемодан и закрыл оба. Затем Эдди спросили, где ушедший человек будет разыскивать пистолет — и тот проявил чудеса понимания, корректно ответив: в красном чемодане. Впрочем, лучше один раз увидеть, так что смотрите видеоролик с записью тестирования:

Сам Эдди устроен так, что постоянно поддерживает и обновляет базу данных фактов — например, о том, где лежал и лежит пистолет — связанных с другими обстоятельствами происходящего — например, о том, кто присутствовал при том, как оружие переместилось в другое место. У него довольно простая логика: если кто-то видел что-то, он об этом знает, если не видел — то нет. В таких несложных ситуациях, как тестирование с чемоданами, это помогло.

Впрочем, ряд специалистов по искусственному интеллекту считают, что важность этого достижения сильно преувеличена — тем более, что некоторые схожие возможности уже были реализованы и показаны на роботах. По их мнению, намного более интересной демонстрацией была бы способность искусственного интеллекта научиться прохождению этого теста, будучи изначально неспособным проходить его — так, как это делает интеллект наш, естественный.

Читайте также интереснейшую статью о том, как тесты на интеллект с успехом проходила лошадь, а ученые ломали головы, как ей это удается: «Умница Ганс, арабский жеребец».

По информации New Scientist Tech