РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Посадка советских космонавтов в США посреди холодной войны

Самым сложным этапом в процессе обучения пилота является посадка. В случае с космическими кораблями, что слегка странно, в силу более высокого уровня техники, посадка значительно проще. Но для самолётов есть взлётно-посадочные полосы, для «Союзов» — бескрайние Казахстанские степи. Но всегда ли степи?
Тэги:
Штатные районы посадки космических кораблей серии «Союз» располагаются в степях Казахстана, в 150 километрах на юго-восток от города Жесказган. Однако в бортовой документации современных «Союзов» можно встретить и более экзотические районы посадки: прерии США, просторы канадской тундры и даже водные — моря, омывающие берега Японии.
Содержание статьи

Случиться может всякое

Нештатные ситуации во время полётов случаются, космический корабль — сложный технический конструкт, состоящий из миллионов маленьких деталей, формирующих разные системы, необходимые для полёта, со своими связями, включающими в себя и связи обратные. Если какая-то из связей будет нарушена — космонавты должны иметь знания, необходимые для устранения неполадки. Однако случаются ситуации и «похлеще».

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Экипаж космического корабля «Союз-33», командир корабля Николай Рукавишников и бортинженер, первый космонавт Болгарии Георгий Иванов
Экипаж космического корабля «Союз-33», командир корабля Николай Рукавишников и бортинженер, первый космонавт Болгарии Георгий Иванов ТАСС

В ходе полёта по программе «Интеркосмос» в 1979 году на расстоянии порядка четырёх километров от орбитальной станции «Салют-6», к которой корабль в рамках программы должен был состыковаться, произошёл сбой в работе сближающе-корректирующей двигательной установки (СКДУ). Стыковку и, как следствие, экспедицию посещения станции были вынуждены отменить — началась подготовка к возвращению экипажа на Землю с торможением посредством двигателей перемещения и ориентации корабля, которые могли выдать необходимый для спуска импульс.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Спуск корабля в атмосфере был неуправляемым, капсула перешла на баллистический спуск, что означало «недолёт» до штатной точки посадки в ~150 километров, перегрузки при спуске составляли 8–10 g. Посадка произошла в 320 километрах на юго-восток от Жезказгана, и, казалось бы, причём тут США, Канада и Япония, о которых писали в самом начале статьи.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Там были возможные районы посадки.

Радиолюбительские штучки 


Перед уходом на так называемые «глухие» витки (когда корабль находится вне зоны связи с Землёй) кораблю передавали инструкции по посадке, номер витка и угол посадки (угловое расстояние, которое корабль пройдёт по суборбитальному куску траектории от тормозного импульса до фактической посадки) — сочетание двух чисел вкупе с показаниями с датчика инфракрасной вертикали позволяло кораблю автоматически выдать импульс на торможение.

Так выглядела панель навигации на старых «Союзах»
Так выглядела панель навигации на старых «Союзах»
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Во время полёта «Союза-33» радиолюбитель Марк Северанс перехватил переговоры космонавтов с ЦУПом, составив таблицу с номерами витков и углами посадки. Марк не понимал значения «ugol posadki», и перехваченная им информация забылась вплоть до 1985 года.

Та самая таблица, дополненная в 1985 году координатами
Та самая таблица, дополненная в 1985 году координатами Sven's Space Place

Другому радиолюбителю и популяризатору космонавтики из Швеции, Свену Грану, посчастливилось встретиться с космонавтом Владимиром Шаталовым, летавшим на кораблях «Союз» сходной с «Союзом-33» модификации. Шаталов объяснил Грану, что же всё-таки значит этот «ugol posadki». Гран, в свою очередь, после встречи смог дорисовать к каждой паре чисел координаты предполагаемого района посадки. Результат был удивительным.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Карта возможных мест посадки «Союза-33», составленная по таблице Свена Грана
Карта возможных мест посадки «Союза-33», составленная по таблице Свена Грана
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Часть посадочных районов находилась на территории Северной Америки: в Техасе, Северной Дакоте и на границе с Канадой. Один посадочный район находился в самой Канаде, часть районов — в море на дальнем востоке и рядом с Японией.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Учитывая некоторую политическую напряжённость между СССР и США, информация кажется странной. Однако на дне спускаемых аппаратов для таких случаев есть инструкция на английском языке.

Спускаемый аппарат космического корабля «Союз ТМ-7», Музей космонавтики в Москве
Спускаемый аппарат космического корабля «Союз ТМ-7» Музей космонавтики в Москве

Как дела обстояли ранее и как обстоят сейчас

Космические пилотируемые программы, существующие на данный момент в РФ и США, являются международными. Астронавты NASA регулярно летают на Международную космическую станцию на «Союзах», и, хоть мне и неизвестны подробности, есть смысл полагать, что районы посадки с тех времён остались неизменными.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

После своего «открытия» Свен Гран проанализировал и другие перехваченные радиолюбителем переговоры между Землёй и советскими космическими кораблями.

Аналогичная таблица с углами посадки, номерами витков и координатами для «Союза-19»
Аналогичная таблица с углами посадки, номерами витков и координатами для «Союза-19»

Самые ранние данные из всех, что были перехвачены, относятся к полёту «Союза-19» 1975 года, советской части программы ЭПАС, в миру более известной как «Союз-Аполлон», в ходе которой состоялась первая в истории стыковка между советским и американским космическими кораблями.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Визуализация таблицы
Визуализация таблицы

Помимо уже известных по «Союзу-33» посадочных мест, у экипажа «Союза-19» были дополнительные варианты посадки в Канаде, на территории Украины и даже во Франции.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Присесть после дорожки

В завершение хочется написать, что вариант с посадкой космонавта «не туда» рассматривался ещё в ходе первого, исторического запуска человека в космос. Одним из сообщений, подготовленных ИТАР-ТАСС к полёту, был призыв к помощи всем странам, где могла состояться нештатная посадка космонавта. С тех пор международное сотрудничество в космосе стало нормой, но, даже не взирая на это, можно не сомневаться: в годы холодной войны в случае посадки на территории США космонавтам была бы оказана помощь, а все юридические и политические склоки были бы оставлены на откуп тем, для кого они были важны.

Автор: Павел Гайдук

Загрузка статьи...