СТРОИТЕЛИ НЕВИДИМЫХ ПУТЕЙ

Как мы представляем себе морской порт? Суда у причалов, краны, вагоны на железнодорожных путях, перевалка контейнеров на седельные тягачи. А дальше, за причалами, море. И большинство из нас не догадываются, что никакой порт не может состояться без огромного объема работ, которые проводятся под водой.
СТРОИТЕЛИ НЕВИДИМЫХ ПУТЕЙ

Технологии акватория

В XXI веке Россия всерьез взялась за транспортную инфраструктуру. Строятся и реконструируются дороги – автомобильные и железные, возводятся мосты, интенсивно ведется портовое строительство. Все это жизненно необходимо для интенсификации экономики, улучшения связности нашей огромной страны, расширения ее экспортных возможностей.

Торговый форпост на Балтике

Характерный пример – торговый порт Усть-Луга в Ленинградской области, начало которому было положено еще в 1993 году. Усть-Луга (как и ряд других российских портов на Балтике) помогает решить важную государственную задачу, которая состоит в переориентации грузопотоков из развивавшихся во времена СССР портов (ныне оказавшихся в независимых прибалтийских государствах) в отечественные. Хотя это, конечно, не единственный мотив. Безотносительно политической ситуации страна нуждается в собственных терминалах в регионе, так как возможности порта Санкт-Петербург практи­чески исчерпаны.

В наши дни строительство в Усть-Луге продолжается, к имеющимся полутора десяткам терминалов добавляются новые. С 2019 года в Усть-Лужской губе ведется активное строительство терминала компании «Ультрамар». Специализация терминала – перевалка минеральных удобрений, но он может работать и с другими видами грузов. Объем – 12 млн тонн в год. Терминал рассчитан на прием больших судов вплоть до стандарта PANAMAX, то есть до максимальных габаритов, возможных при прохождении Панамского канала. Построены причал общей длиной 330 м с глубиной у пирса 17,2 м, железнодорожная станция, длина путей которой составляет 12 км, большой складской комплекс.

Еще один ультрасовременный терминал – LUGAPORT – строит в Усть-Луге группа компаний «Новотранс». После запуска в 2023-2024 годах (в три этапа) он сможет ежегодно обрабатывать 24,26 млн тонн груза. Здесь будет пять причалов, а общая длина причального фронта достигнет 1464 м.

Круги и каналы

Что объединяет эти два проекта кроме географического положения? Колоссальное количество труда при подготовке акватории. Такую работу для этих терминалов и порта в целом осуществляет Федеральное государственное предприятие «Росморпорт», одной из главных задач которого является оказание услуг по обеспечению безопасности мореплавания. ФГУП «Росморпорт» – это большой вклад государства в развитие портов страны.

Сложившийся естественным образом рельеф берега и дна прилегающей акватории лишь в большей или меньшей степени соответствует нуждам строящегося порта. Разумеется, когда решается вопрос о создании нового терминала, природные факторы учитываются. Например, очень важна защищенность акватории от внешних воздействий. С древности гавани устраивались в закрытых бухтах, где корабли могли спокойно стоять, не опасаясь больших волн открытого моря. Вот и порт Усть-Луга расположился по берегам частично защищенного залива – Лужской губы, который образовали впадающие в Балтику реки, в том числе река Луга. Второй природный фактор – категория грунта: от мягких к твердым. Третий – рельеф дна и глубины в районе порта.

Но как бы природа ни благоприятствовала строительству, работы все равно предстоит много. Необходимо прорыть в дне канал для пропуска судов с заданной осадкой в акваторию порта. От канала нужно провести подходы к терминалам и создать разворотные круги. Последняя задача – обработка береговой линии и обеспечение достаточной глубины у причалов. Все сооружения, созданные в ходе дноуглубительных работ, надо поддерживать в состоянии, заданном в проекте. Неустойчивость грунта, сильное волнение и другие факторы приводят к тому, что подводные каналы постепенно засыпаются. Чтобы входящие в акваторию суда однажды не сели на мель, дно приходится регулярно углублять. Это сфера ответственности «Росморпорта», который располагает флотом из пяти десятков земснарядов – дноуглубительных судов.

Нестандартные решения

«В районе Усть-Луги дноуглубительные работы проводить относительно легко, – говорит Леонид Николаев, руководитель проектов научно-технической группы ФГУП "Росморпорт". – Дно сложено песчано-гравийной смесью. Работы в акватории терминала "Ультрамар" мы проводили с помощью одночерпакового земснаряда. Фактически это мощный экскаватор на понтоне». Отработанный грунт поднимается и перегружается на шаланды, которые буксируются в район подводного отвала – это специально отведенные участки в море на больших глубинах, куда (после согласования с регулирующими органами) ссыпается земляная смесь.

«Сложная ситуация на Балтике только в портах Выборг и Высоцк, где есть выходы скального грунта, – продолжает Леонид Николаев. – Для борьбы со скалами одного экскаватора мало. Приходится использовать технологии, аналогичные применяемым при горных работах. В скале выбуриваются шпуры, в них помещается заряд, скальная масса подрывается, а затем обломки поднимаются наверх. Обычно для этого задействуются водолазы, которые буквально вручную собирают и погружают камни в ковш. Это очень трудоемкая и дорогостоящая работа».

«Есть и другие интересные случаи, – рассказывает Александр Ильченко, руководитель научно-технической группы ФГУП "Росморпорт". – Порт Сабетта на Ямале, ориентированный прежде всего на прием тяжелых газовозов, построен в весьма сложных климатических условиях Крайнего Севера. Для обеспечения круглогодичной навигации в зимний период на подходах к порту и причалам в ледовом поле с помощью ледоколов прокладываются судовые ходы – ледовые каналы. Когда судно-газовоз идет по каналу, колотый лед частично расходится по сторонам и затягивается под кромки канала, смерзаясь между собой и постепенно заполняя канал до дна. Требуется параллельно прокладывать второй ледовый канал. По этой причине морской и подходной каналы, вырытые в дне акватории, пришлось проектировать большой ширины, обеспечивающей судам возможность при необходимости двигаться по новым ледовым каналам. Так, морской канал обеспечивает судоходство по двум ледовым, подходной – по четырем. Непростая ситуация и со 188-километровым Волго-Каспийским каналом, соединяющим порт Астрахань с Каспийским морем сквозь дельту Волги. Грунты дельты и морской части канала мягки и весьма подвижны из-за вдоль береговых ветро-волновых течений, переносящих наносы, а также сбросов воды через каскады волжских водохранилищ. На отдельных участках канала ремонтные дно­углубительные работы приходится вести почти непрерывно».

Они копают дно

Поскольку характеристики донных грунтов неодинаковы, существуют разные типы земснарядов. «Кроме уже упомянутого одночерпакового, – рассказывает заместитель начальника отдела дноуглубительных работ ФГУП "Росморпорт" Денис Гудков, – есть многочерпаковый. Его ковши выбирают грунт, двигаясь по своего рода конвейерной ленте. Применяются и землесосные снаряды. Технология такая: донный грунт разрушается с помощью гидроразмыва или фрезы (если он твердый). Получившаяся пульпа откачивается и перегружается по грунтопроводу в подводный отвал или в трюм самого земснаряда. Интересная деталь: некоторые типы земснарядов оснащены закольными сваями. Они опускаются на дно и обеспечивают стабильность судна подобно опорам-аутригерам мощных автокранов. Современные технологии геопозиционирования и построения 3D-моделей значительно облегчили работу дноуглубительной технике и людям, ей управляющим. Сегодня капитан земснаряда, сидя в рубке, видит на экране положение своего судна и инструмента, рельеф дна и возможные препятствия. Динамическая картинка формируется на основе показаний многочисленных датчиков, закрепленных на судне. Цифровизация и применение GPS позволяют вести работы с максимальной точностью, в полном соответствии с проектом».

Возвращаясь к Усть-Луге, заметим, что обеспечение безопасности мореплавания в акватории терминала LUGAPORT потребует выемки 11 млн м³ грунта со дна Лужской губы. Чтобы решить эту задачу за два года, нужны высокие темпы и производительность. Но у «Росморпорта» есть и техника, и опыт, которые позволят все сделать в срок.

НОВЫЕ СУДА «РОСМОРПОРТА»

Сегодня флот «Росморпорта» насчитывает несколько десятков судов и постоянно пополняется. В последние годы в его состав вошли дноуглубительные суда разных типов, построенные по современным проектам, а также самоходные шаланды, обеспечивающие вывоз отработанного грунта с места проведения работ. Познакомимся с некоторыми из них.

ЗЕМЛЕСОСЫ САМООТВОЗНЫЕ

Самоотвозные землесосы предназначены для работы с илом и мягкими грунтами. Они оснащены волочащими грунтозаборными устройствами, которые с помощью мощных насосов буквально высасывают грунт и перекачивают его по трубам в трюм судна. Затем землесос следует к месту отвала и сбрасывает грунт через днищевые двери. На борту земснарядов с объемом трюма 1000 м³ установлены грузовые краны с грейфером. Таким образом судно может выполнять функции и грейферного земснаряда.

ЗЕМЛЕСОСНЫЕ СНАРЯДЫ С ФРЕЗЕРНЫМ РЫХЛИТЕЛЕМ

Эти несамоходные суда предназначены для работ с твердыми грунтами. Ко дну опускается фрезерная головка, которая разрыхляет донный грунт. Пульпа перекачивается по трубам на шаланду или на берег по трубопроводу. Позиционирование земснаряда в ходе работ происходит методом папильонажа – с помощью лебедок якорей и закольных свай. Свая может выступать в роли иглы циркуля, в то время как нос корабля и фреза будут описывать дугу в процессе выработки грунта. Вместо фрезы может быть установлено устройство гидроразмыва. Управляет земснарядом один оператор. Для перевозки по земле может разбираться на отдельные модули.

САМОХОДНЫЕ ГРУНТООТВОЗНЫЕ ШАЛАНДЫ

ТЕХНОЛОГИЯ

Двухвинтовые самоходные шаланды используются для доставки выбранного в ходе дноуглубительных работ грунта к месту отвала. Сброс происходит через специальные дверцы в днище. Экипажи судов состоят из трех человек: механика, штурмана и моториста.

СТРОИТЕЛЬСТВО ТЕРМИНАЛА КОМПАНИИ «УЛЬТРАМАР»

Заказчиком работ по формированию акватории выступило ФГУП «Росморпорт». Порт Усть-Луга сегодня. 38 причалов, площадь – 1182 га, пропускная способность – 121 млн тонн в год.

ОДНОЧЕРПАКОВЫЙ ЗЕМСНАРЯД

Большая часть дноуглубительных работ в ходе строительства терминала «Ультрамар» была выполнена одночерпаковым земснарядом.

ЗАКОЛЬНЫЕ СВАИ

Этот конструктивный элемент дноуглубительного судна обеспечивает стабильную опору на дно и дает возможность вести работы с максимальной точностью.

«БОЕВАЯ» ТЕХНИКА

– Земснаряды разной конструкции, применяющие технологию гидроразмыва донного грунта с последующей откачкой пульпы.

– Дноуглубительные работы с помощью установки, размещенной на суше.

– Принадлежащее ФГУП «Росморпорт» дноуглубительное судно «Кроншлот» с трюмом объемом 1000 м³. Во флоте «Росморпорта» таких три.

Дноуглубительные работы в акватории открытием порта не заканчиваются.

Обеспечение безопасности мореплавания требует постоянного поддержания созданных каналов в заданных параметрах.