Лапландия у многих ассоциируется только со снегом и северными оленями. Между тем, именно здесь расположен северный космический полигон, который к 2011 году станет крупнейшим центром европейского космического туризма.
Дмитрий Мамонтов
«Космопорт Швеция»: cеверный старт

Неосвещенная и совершенно пустынная заснеженная дорога без каких-либо указателей. На мгновение я даже начинаю сомневаться — правильно ли мы едем? И в этот момент, будто для того чтобы развеять мои сомнения, на обочине возникает силуэт исполинской спутниковой антенны, а через несколько сотен метров — еще один. Я окончательно успокаиваюсь, когда вижу указатель со знакомым логотипом Европейского космического агентства. Через несколько минут мы въезжаем на территорию космического центра Esrange Space Center, принадлежащего шведской космической корпорации SSC (Swedish Space Corporation).

Ракетные старты

Обычно космодромы стараются располагать как можно ближе к экватору, чтобы максимально использовать скорость вращения Земли. Поэтому Esrange, находящийся в 40 км от города Кируны и в 250 км за Северным полярным кругом, на мой взгляд, мало подходит на роль успешного космодрома. «Вы совершенно правы! — отвечает на мой вопрос Гуннар Флорин, научный сотрудник отделения космических систем SSC. — Мы не производим здесь орбитальных запусков. Это действительно не слишком выгодно, и кроме того, Норвегия возражает — начальная часть траектории при выводе спутников на полярную орбиту проходит над ее территорией. Все шведские исследовательские спутники были запущены с других космодромов: VIKING — из французской Гвианы, FREJA — из пустыни Гоби, ASTRID и ASTRID 2 — из Плесецка, а ODIN — с дальневосточного космодрома ‘Свободный'. Но у Esrange другая специализация».


Воздушные шары

На полигоне запускают не только ракеты, но и гелиевые аэростаты с различными научными приборами. Конечно, высоты, которых достигают аэростаты, несколько меньше — около 45 км, зато на этой высоте зонды держатся до 30 часов (а иногда и больше). В 1997 году запущенный отсюда аэростат семь раз облетел вокруг Северного полюса на протяжении 21 дня, измеряя параметры «озоновой дыры». В декабре 2001 года в качестве нагрузки был использован телескоп ARCHEOPS, измерявший параметры реликтового космического излучения с высоты около 35 км на протяжении 20 часов и приземлившийся за Уралом. А 11 июня 2005 года отсюда стартовал гигантский шар объемом 1 200 000 кубических метров, несущий 2-тонный субмиллиметровый телескоп BLAST с 2-метровым главным зеркалом, предназначенным для наблюдений за звездами с высоты около 40 км, который через пять дней успешно приземлился в Канаде.
Иногда шары используются как подъемные краны. В 1995 году посадочный зонд «Гюйгенс», позднее совершивший успешную посадку на спутник Сатурна — Титан, был поднят с Esrange на высоту 35 км и сброшен оттуда. Главной целью эксперимента была проверка работоспособности парашютной системы.

Отсюда запускают ракетные зонды, которые за время пролета через атмосферу и последующего снижения собирают научные данные об атмосфере и космическом пространстве. В последнее время большое внимание ученые уделяют изучению различных явлений в условиях микрогравитации, и ракетные зонды — отличная платформа для этого. «Вот такая европейская ракета MAXUS может доставить нагрузку в 900 кг на высоту около 800 км, так что время микрогравитации составляет 12−14 минут, — говорит Гуннар Флорин, стоя внутри ангара, построенного вокруг стартового стола. — Для многих экспериментов этого вполне достаточно, а по стоимости они получаются намного дешевле, чем на МКС».

«А когда планируется запустить эту?» — спрашиваю я. «Это просто макет, на котором отрабатываются процессы сборки и установки нагрузки, — отвечает Гуннар. — А вообще-то на 2008 год намечено пока пять запусков, правда, несколько меньших ракет — с нагрузкой около 300 кг и на высоту менее 300 км».

Все ракетные запуски производятся зимой, поскольку в это время окрестные озера замерзают и искать приземлившиеся зонды становится намного проще. Да и расположение полигона исключительно удобное — район практически необитаем.

При старте туристического космического корабля Virgin Galactic не будет рёва, воспетого фантастами. Самолет-носитель поднимает суборбитальный корабль с обычного аэродрома. Ракетные двигатели включаются только после отделения на высоте 15 км. А после окончания их работы у шестерых пассажиров будет несколько минут, чтобы испытать неповторимое чувство космической невесомости.

Большие антенны

У Esrange есть еще одна не менее важная специализация. Чем севернее, тем удобнее поддерживать связь со спутниками, находящимися на полярных орбитах (а это большинство спутников дистанционного зондирования Земли). Экваториальные станции смогут принимать с таких спутников данные лишь во время 2−3 пролетов за сутки, в то время как станция, скажем, на полюсе — во время каждого. Северное местонахождение Esrange объясняет тот факт, что именно здесь расположен крупный центр космической связи Esrange Satellite Station (ESS). Это один из самых загруженных центров подобного рода в мире: он ежедневно обеспечивает более ста сеансов связи со спутниками (не считая краткосрочных контрактов по обеспечению связи во время вывода спутников на орбиту), над этой задачей работает больше половины из 170 сотрудников Esrange. Неподалеку, в 7 км, расположен центр спутниковой связи Европейского космического агентства, именно его антенны я и видел по дороге на полигон.

Космический штат Космический штат Причины выбора Нью-Мексико в качестве места для строительства космопорта вполне очевидны: свободное воздушное пространство из-за близости к ракетному полигону White Sands, почти идеальный климат (340 солнечных дней в году, низкая влажность и разреженный горный воздух) и налоговые льготы для предприятий аэрокосмической отрасли.

Туристический космос

Однако вскоре ко всему этому прибавится еще одно перспективное и очень интересное направление. Именно отсюда, из Кируны, компания Virgin Galactic планирует отправлять космических туристов в суборбитальные полеты. «Это будет второй в мире и первый в Европе туристический космопорт. Первый — ‘Космопорт Америка' (Spaceport America) — сейчас строится в пустыне Нью-Мексико. Ну, а наш будет называться, разумеется, ‘Космопорт Швеция' (Spaceport Sweden), — с нескрываемой гордостью говорит директор полигона Esrange (и будущего космопорта) Олле Норберг. — Для этого проекта Esrange предоставляет оборудование связи и телеметрии и своих специалистов. Самолет-носитель Virgin Galactic — WhiteKnightTwo — будет взлетать как обычный самолет из аэропорта Кируны. После набора высоты в 15 км от него отделится космический корабль SpaceShipTwo, который и «довезет» шестерых туристов до высоты более 100 км, что даст им полное право считаться астронавтами. Потом последуют несколько минут невесомости, возвращение на Землю и приземление — в той же Кируне. Базироваться космическая техника Virgin Galactic будет, видимо, там же, в ангарах Arena Arctica».

Суборбитальный полет Virgin Galactic стоит $200 000, однако несмотря на эти внушительные цифры, уже более двухсот человек заказали билеты. «Космопорт в Нью-Мексико начнет функционировать в 2010 году, а наш — в 2011—2012-м, но у нас есть перед ними несколько преимуществ. — говорит Олле Норберг. — Во-первых, европейским космическим туристам уже не придется лететь через океан, ведь Швеция гораздо ближе. А самое главное — только здесь они смогут увидеть вблизи северное сияние».

Статья опубликована в журнале «Популярная механика» (№3, Март 2008).
Понравилась статья?
Подпишись на новости и будь в курсе самых интересных и полезных новостей.
Спасибо.
Мы отправили на ваш email письмо с подтверждением.