Как глобальные IT-тренды бросают вызов телекоммуникационным компаниям

Давно прошло время, когда можно было говорить отдельно про IT, Интернет, телекоммуникации. Сейчас это одна большая тема, в которой тесно переплелись тренды, возможности и риски.
Как глобальные IT-тренды бросают вызов телекоммуникационным компаниям

Есть инновации, которые уже заявили о себе достаточно громко, чтобы обратить на себя внимание, и при этом до сих пор находятся на взлете. Именно они определят события ближайшего времени, возможно, даже в среднесрочной перспективе.

IT-тренды: ключевые и инновационные

Интернет поведения

Интернет поведения (Internet of Behaviors, IoB) может стать одним из самых заметных применений BigData. Речь об анализе цифрового следа пользователей Интернета. То есть всех людей во всех областях человеческой деятельности, потому что сейчас работа, отдых, личная жизнь, шоппинг - все что угодно как минимум соприкасаются с онлайн. Изучая эти данные, можно делать далеко идущие выводы. Фактически, узнавать людей лучше, чем они сами себя знают.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Цифровые двойники

Цифровые двойники являются основой предиктивной аналитики. Это следующий уровень обработки BigData, на котором от наблюдений можно перейти к достоверным прогнозам. Математические модели описывают все что угодно. Конструкции зданий, моторы, турбины, космические корабли. Сотрудников компании и покупателей.

С помощью цифровых двойников можно проверять гипотезы. Например, какова вероятность аварии без замены запчастей в течение определенного времени. Как отреагируют сотрудники, если им понизить зарплату. А если повысить. Будут ли покупать больше, если упаковку сделать синей. Оранжевой. Прозрачной. И все это без затрат на реальные эксперименты, без репутационных и других рисков.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Искусственный интеллект

Искусственный интеллект странно смотрится в этом списке. Он же старый, уже почти надоел. Действительно, было много шума раньше, без реальных оснований. Получилось, как в притче с мальчиком, который кричал: «Волк! Волк!» Однако именно сейчас начинают появляться решения, действительно напоминающие определенные проявления машинного мышления. Ключевое отличие от предыдущего уровня с предиктивной аналитикой — делегирование решений.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Например, в Китае есть полностью автоматический порт Сямэнь площадью 1,3 млн м2. Все погрузочно-разгрузочные и складские задачи решаются автоматически. Более того, автономно. Таких проектов будет все больше. Они не просто замещают людей роботами. Полностью меняется вся технологическая цепочка, ее пропускная способность, безопасность, рентабельность. Это качественный скачок.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Что на счет социальных и бизнес-трендов?

Другая грань развития телекоммуникаций и онлайн-технологий в том, как их воспринимают. За последние несколько лет сформировались устойчивые тренды.

Защита конфиденциальности

Защита конфиденциальности во многом является анти-трендом BigData. Многим пользователям не нравится слежка. Еще меньше она нужна бизнесу. Все готовы уделять безопасности гораздо больше внимания и ресурсов, чем когда-либо раньше. Это создает новые отрасли решений для защиты, а также парадоксально подстегивает развитие мониторинга. Ведь именно противостояние технологий — мощнейший драйвер роста.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Коллективный опыт

Коллективный опыт проявляется в том, что раз от BigData не получится избавиться (что многие понимают), почему бы тогда не использовать их тоже, наравне с корпорациями и правительствами. Сообщества и особенно бизнес-структуры ищут пути доступа к Интернету поведения. Частично это означает просто растущий спрос на такие решения.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Распределенный доступ

Распределенный доступ приписывают пандемии, но тренд зародился до нее. И он касается не только удаленной работы, это более широкое явление. Офисы во многом устарели, они теряют свою функциональную значимость. Все больше работ можно выполнять, находясь где угодно.

Еще недавно это означало туризм по всему миру, породив касту цифровых кочевников. Их стало так много, что некоторые государства начали создавать специальные визовые программы для цифровых экспатов. Теперь, когда международный туризм на паузе, онлайн позволяет просто работать из дома. Так или иначе, мир готов к распределенному доступу. В рекламе, шоппинге, а теперь и в онлайн-работе.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Точки роста для телекома

Первый важный момент в том, что телекоммуникационные компании, находясь на передовой всех самых важных онлайн-трендов, прекрасно понимают перспективы и важность происходящего. Передел рынка потенциально будет происходить не только между ними, но и с другими отраслями. Это уже происходит. Банки интересуются покупкой телеком-проектов, потому что это проще и быстрее, чем выращивать их самостоятельно.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Телеком старается занять больше смежных ниш. Например, Ростелеком быстро вырос из интернет-провайдера в поставщика огромного количества цифровых решений — от видеоаналитики до информационной безопасности. Безусловно, такое функциональное масштабирование повышает выручку, создает инфоповоды для медиа и способствует развитию всего рынка digital.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Однако стратегически телеком пока проигрывает. Отрасли не хватает четкого продуктового портфеля и фокусных продуктов. Все услуги телекоммуникационных компаний очень похожи друг на друга, в отличие от IT-компаний с их явными специализациями и банковских структур с ясным таргетингом.

Второй большой вызов для телеком в попытке встречно зайти на чужую территорию, а именно в IT. Цифровизация телекоммуникационных компаний идет очень активно. Здесь вторично, как именно такие услуги и автоматизация внутренних процессов реализуются технически, своими силами или с помощью арендуемых решений.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Важен маркетинг, а он зачастую хромает. Менеджеры продаж телекома плохо разбираются в калейдоскопе новых цифровых продуктов, не понимают, как их упаковывать в комплексные предложения. Ведь телеком действительно вышел на рынок IT, это не метафора, и, помимо технической конкуренции, приходится соперничать на уровне продвижения. Что еще сложнее, поскольку весь digital и есть IT.

Третьим фактором стала широкая география России. Телекоммуникационные бренды представлены в разных регионах, им везде приходится работать с разными местными партнерами. А также использовать целый зоопарк разнородных продуктов, которые сложно синхронизировать между собой.

Фактически, телеком столкнулся с необходимостью «домашних локализаций» — очень похоже по составу трудностей и задач на международную экспансию, только вместо богатых стран с большой емкостью рынка и ресурсами на развитие, регионы ничего соразмерного по ресурсной отдаче предложить не могут.

Прогнозы

Для телекома ситуация складывается неоднозначно — у них много ресурсных возможностей, но нет четкого понимания, на чем делать фокус. Возможно, даже поглощения банками или крупными IT-брендами пойдут на пользу. Нет никаких сомнений в том, что рынок телекоммуникаций будет расти при любом сценарии.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

На очереди — разворачивание сетей 5G, и может показаться, что это полностью актив телекома. Функционально да, хотя IT тоже вправе заявить свои права. Как будет использоваться связь нового поколения, кто станет ее основным бенефициаром? Вопрос пока открыт.

Еще один вектор развития телекоммуникационных услуг — симки нового поколения, eSIM. То есть программируемые, почти что софтверные решения. Здесь в самом определении содержится угроза, ведь это явно «айтишный» продукт. И он будет использоваться в том числе для IoT, Интернета вещей. Возможно, корпоративным владельцем основной массы роботизированных модулей станут банковские структуры, хотя бы потому, что это крайне ресурсные проекты, требующие большого финансирования.

Вопрос в том, есть ли шансы у телекоммуникационных компаний занять лидирующее положение в этой гонке. Важно понимать, что новые технологии и инновации вряд ли дадут решающее преимущество. Очень много новых технологий уже в ходу, только эти козыри не принадлежат конкретным игрокам или даже отраслям. Все решает качество планирования, продаж, менеджмента. То есть сам подход к бизнесу.