
Пилотируемая экспедиция на Марс — последний реальный шанс для нашей страны вернуть себе лидирующие позиции в космической отрасли. «Времени для того, чтобы подготовиться к полету на Марс, очень мало. Начинать готовиться нужно уже сейчас», — заявил в начале января первый заместитель директора
Однако руководитель
Напомним, что ранее, в январе 2004 г. функционеры
Леонид Горшков, доктор технических наук, профессор, главный научный сотрудник РКК «
«Распространено мнение, что после кратковременных полетов на Луну следующим этапом будет создание лунных баз для длительной работы человека. Вот для такого развития программы сегодня нет никаких оснований. И в этом контексте пилотируемые полеты на Луну выглядят тупиковым направлением. По расходам и по сложности лунные базы соизмеримы с полетом человека на Марс. И без достаточных оснований никто не пойдет на их создание», — подчеркнул Леонид. Он заявил, что Марс — это совсем другое. Во‑первых, это — планета, не луна. Планета с огромным полем для исследований, в том числе с помощью пилотируемых экспедиций. Во‑вторых, Марс — единственная планета Солнечной системы, перспективная для поселений землян в будущем. Поэтому все усилия в направлении изучения Марса человеком чрезвычайно перспективны. Леонид Горшков также отметил, что существует некоторая психологическая проблема у лунной программы: другие будут строить лунные базы, «колонизируют» Луну, а мы будем на это только смотреть. «С другой стороны, создавать дорогие программы только потому, что другие их делают, — совсем уж неразумно. Но, во‑первых, мы не будем только смотреть на чужие лунные базы, а будем разрабатывать полет человека на Марс и проводить исследование Луны автоматами. И, во‑вторых, я уверен, никто и не будет строить лунные базы. Для того чтобы создавать проекты такой сложности, нужны хоть какие-то обоснования, надо ответить на вопрос: зачем нужно длительное проживание людей на поверхности Луны? А таких обоснований просто нет», заявил Леонид Горшков.
Другую точку зрения высказал Максим Мартынов, главный специалист Центра планетных исследований
Руслан Кузьмин, старший научный сотрудник
Лев Зеленый, член-корреспондент РАН, директор ИКИ РАН, также высказал свое мнение на этот счет. Он уверен, что надо разделять составляющие: «Первая — это наука. В НПО Лавочкина и в Академии наук уже начали размышлять над проблемой доставки грунта с Марса. Опыт марсианских экспедиций поможет найти ответы и на другие вопросы, связанные с изучением Солнечной системы. Но есть и политическая составляющая, которая всегда присутствовала в космических исследованиях. Китай летит на Марс и на Луну не для того, чтобы что-то оттуда привезти. Наверное, если наш астронавт тоже высадится на Луне, это будет неплохо. Но может ли высадка на Луне стать достойной политической задачей именно для нашей страны? Марс — последний реальный шанс России опять завоевать лидирующие позиции в космической отрасли. Конечно, это задача и политическая. Затраты на марсианскую программу, конечно, будут выше, чем при полете на Луну. Но выше в полтора-два раза, а не на порядки».
Лев Зеленый также обрисовал свое видение полета на Марс: «В первом приближении, начало программы видится так: на марсианской орбите работает пилотируемая научная станция, на поверхности планеты работают роверы; атмосфера исследуется метеорологическими станциями и космонавты с орбиты участвуют в управлении всеми этими аппаратами. То есть, это комплексная пилотируемая экспедиция — автоматы и люди взаимно дополняют друг друга».
Таким образом, ученые сошлись во мнении, что стоит забыть о пилотируемом полете на Луну, исследовать ее автоматами и сосредоточить все ресурсы на организации пилотируемого полета к марсианской орбите, а в последующем — и высадке человека на Марс. По некоторым сообщениям, реализацию этого масштабного проекта Россия будет вести вместе с Китаем («
По материалам «
Все о новых технологиях и изобретениях!