Космос: новости: 21-27 декабря 2007 г.

Будьте в курсе! Успешно запущены 3 спутника ГЛОНАСС и корабль с грузом для МКС. 2009-й станет Международным годом астрономии. Неизвестный объект поразил старый спутник UARS. SpaceDev успешно испытала прототип лунного зонда. События, сообщения, происшествия – еженедельный дайджест от журнала «Новости космонавтики».

21 декабря

Компания UP Aerospace осуществила тестовый запуск со своего коммерческого космодрома в Нью-Мехико. После старта тестовый аппарат поднялся на высоту немногим более 700 м. В будущем с этой площадки запускать свои суборбитальные туристические корабли компания Virgin Galactic.

ООН на 62-й Генеральной ассамблее объявила 2009 г. Международным годом астрономии. Инициаторами решения выступили UNESCO и Международный астрономический союз. Это будет 400-летием первого в истории наблюдения за небом с помощью подзорной трубы, что сделал Галилео Галилей.

Румыния готова запустить свой первый космический спутник. Несмотря на то, что аппарат получил название «Голиаф», размеры его сравнимы с коробкой из-под обуви: наноспутник представляет собой куб со сторонами в 10 см и весом всего в 1,5 кг (без солнечных батарей). Предполагается, что он будет выведен на орбиту Земли осенью 2008 г., с помощью ракеты-носителя «Днепр».

22 декабря

В 00:42 по московскому времени с космодрома Куру во Французской Гвиане осуществлен пуск ракеты-носителя Ariane-5GS с двумя телекоммуникационными спутниками на борту. Один аппарат, разработанный Thales Alenia Space, будет предоставлять телекоммуникационные услуги в Африке, а второй, созданный компанией Orbital Science, обеспечит услугами связи жителей континентальной части США, Карибских островов и части Канады.

В 06:59 грузовой транспортный корабль «Прогресс М-61» отстыковался от МКС. Он пробудет на орбите Земли до второй половины января. Все это время на нем планируется проводить научные исследования в интересах Минобороны РФ. После завершения экспериментов «грузовик» с мусором и отработанным оборудованием будет затоплен в несудоходном районе Тихого океана.

Японское космическое агентство JAXA объявило, что тяжелый лунный зонд Kaguya приступает к полномасштабному выполнению научной программы. В течение 10 месяцев зонду предстоит провести сплошную съемку Луны с помощью различных камер, в том числе со сверхвысоким разрешением, а также провести цикл исследований с использованием других научных инструментов.

23 декабря

В 10:12:41 с космодрома Байконур осуществлен пуск ракеты-носителя «Союз-У» с грузовым транспортным кораблем «Прогресс М-62». Главной задачей полета является доставка на МКС компонентов топлива, оборудования для научных экспериментов, контейнеров с пищей и водой, расходного оборудования, новогодних посылок для экипажа. Стыковка корабля со станцией запланирована на 26 декабря.

25 декабря

Находясь в Баренцевом море, атомный подводный ракетоносец Северного флота «Тула» произвел из подводного положения успешный пуск баллистической ракеты «Синева». Головная часть ракеты поразила цель на полигоне Кура на Камчатке.

Компания SpaceDev объявила об успешном проведении испытаний прототипа лунного зонда на гибридных двигателях. Аппарат, поддерживаемый тросом, сумел подняться на 10,7 м над землей, зависнуть на некоторое время, а затем совершить мягкую посадку. Детали испытаний не сообщаются. Предполагается, что зонд SpaceDev сможет совершить посадку на Южный полюс Луны.

Появилось сообщение о том, что неизвестный объект — вероятно, космический мусор или метеорит — «поразил» 10 ноября американский исследовательский спутник UARS. Столкновение привело к появлению на околоземной орбите 4 фрагментов, 2 из которых к настоящему времени уже сгорели в атмосфере. Космический аппарат был запущен в 1991 году и проработал на орбите 14 лет. В декабре 2005 года его отправили «на пенсию».

С космодрома Байконур в 22:32 по московскому времени произведен успешный запуск трех спутников «Глонасс-М». Впервые аппараты были выведены на орбиту с помощью усовершенствованной версии ракеты-носителя «Протон-М».

26 декабря

В 02:04 московского времени тройка навигационных космических аппаратов «Глонасс-М» (№21, №22, №23) вышла на расчетную орбиту. Как показала обработка полученной телеметрии, все операции прошли в штатном режиме. В настоящее время идет проверка бортовой аппаратуры.

В 11:14 грузовой корабль «Прогресс М-62» пристыковался к переходному отсеку МКС «Пирс». «Грузовик» доставил на станцию более 2 т различных грузов, в том числе продукты питания, воду, топливо, оборудование и новогодние подарки для экипажа.

27 декабря

По данным информационно-аналитического центра системы ГЛОНАСС, с введением 3 только что запущенных спутников численность группировки возросла до 21 аппарата. Из них работают 13, на техобслуживании — 3, еще 3 ожидают ввода в систему, и 2 — вывода из нее. Показатель доступности навигационных сервисов системы достиг 56,0% (на широтах России — 66,2%), продолжительность максимально возможного перерыва в навигации — 3,47 часа (3,00 часа).

Запуск автоматического грузового корабля Jules Vern запланирован на середину февраля 2008 г. Он должен доставить на МКС топливо и другие грузы. Это первый из серии кораблей, которым предстоит доставлять в полностью автоматическом режиме к МКС грузы массой до 7,5 тонн.

«Новости космонавтики»