РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Мобильность завтрашнего дня: как технологии меняют транспортный сектор

Цифровая революция в транспортном секторе продолжается — и даже худший за долгое время в истории индустрии 2020-й год не смог ее остановить. Да, возможно, мы получим массовое производство беспилотных автомобилей чуть позже, чем рассчитывали. Но то, что мы его все-таки получим, — вне всяческих сомнений. Тем временем, автопроизводители, сервисные и технологические компании транспортного сектора фокусируются и на других важнейших инновациях.
Тэги:
Мобильность завтрашнего дня: как технологии меняют транспортный сектор

Даниил Петин, операционный директор DiDi в России, рассказал «Популярной механике», как выглядит будущее транспортной индустрии, какие новые технологии его определяют, и, самое главное, что оно принесет потребителям.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

В каком же направлении будет двигаться автомобильная отрасль? Крупнейшие консалтинговые агентства и исследовательские организации, в том числе McKinsey, KPMG, Фонд Генриха Бёлля и другие подчеркивают примерно одни и те же тренды развития транспортной индустрии. Эксперты уверены, что ближайшие 5-10 лет мы будем вживую наблюдать такие тенденции, как массовый переход на электротранспорт вместе с развитием соответствующей инфраструктуры, развитие платформ мобильности MaaS (Mobility as a Service), подключение автотранспорта к системам обработки больших данных и интернета вещей, интеграция транспорта в цифровую экосистему городов и появление беспилотных автомобилей самых разных видов и назначения.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Эти ключевые тренды, завязанные на использовании инновационных технологий, вызовут серьезные перемены во всей транспортной индустрии, о которых можно и стоит рассказать подробнее.

Электрокары повсюду

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

К началу 2018 года в мире насчитывалось более 3 млн электрокаров — это 1% от общего числа всех единиц транспорта, но все равно немало. С тех пор их число непрерывно растет. На протяжении 2021 года только на американском рынке представят 30 новых моделей электрических автомобилей, в том числе и грузового назначения. Логично предположить, что при таком росте электрокары станут неотъемлемой частью транспортной системы, а люди будут использовать их не только для частных поездок, но и в коммерческих целях. Этому способствует активная позиция правительств в различных государствах, в том числе и в России, а также целенаправленная электрификация парков такси и каршеринга. Например, в ноябре 2020 года был представлен D1 — первый в мире электромобиль, изготовленный BYD совместно с DiDi специально для такси. В 2021 году они начали поступать лизинговым партнерам в крупных китайских городах. Судя по тенденциям спроса, в ближайшие годы D1 станут использоваться и в других странах.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Но это только вершина айсберга, потому что рост использования электромобилей в коммерческих целях неизбежно приведет и к развитию инфраструктуры для них — в частности, станций зарядки и дозаправки. Кто будет этим заниматься? Существует множество вариантов: новые игроки, существующие операторы АЗС, компании с большим парком электромобилей и так далее — смотря кто первым займет эту нишу. Например, чтобы создать в Китае инфраструктуру для обслуживания более миллиона электромобилей, работающих в такси, мы наладили сотрудничество более чем с 500 партнерами в области организации зарядных станций по всему Китаю, включая BP и двух государственных энергетических гигантов — State Grid и Southern China Power Grid.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Кстати, в России также начинается масштабная программа строительства станций зарядки — Департамент Транспорта Москвы планирует расширить их количество в 5 раз, а национальная программа подразумевает создание инфраструктуры для комфортного использования электромобилей в ряде пилотных городов и на одной из федеральных трасс. На эти цели планируется потратить порядка 400 миллиардов рублей, чтобы к 2030 году 15% транспорта в РФ стало электрическим. Первыми будут электрифицированы пилотные регионы. В их число, помимо Москвы и Санкт-Петербурга, входят курортные города Севастополь и Сочи, в которых эксперты отмечают потенциал развития «электрокаршеринга», Калининград, как город «с высокой концентрацией производства транспортных средств и компонентной базы» и Казань, в которую из Москвы ведет трасса М12, также подлежащая электрификации.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Такая трансформация транспортной системы несет массу плюсов для жителей городов, хотя бы за счет снижения выбросов СО2 и запаха гари от автомобилей. Эксперты отмечают, что в плюсе будут и владельцы авто. Например, в России предполагается ввести «нулевой транспортный налог и бесплатный паркинг» для владельцев личного электротранспорта. К тому же по мере появления инфраструктуры эксплуатация электромобиля уже в ближайшие годы будет обходиться дешевле, а в долгосрочной перспективе электромобили, вероятнее всего, заполнят крупные города, вытесняя бензиновый транспорт, поскольку будут просто удобнее и дешевле.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Наконец, наличие большого количества зарядных станций позволит создавать электромобили самого разного назначения, так что в будущем мы увидим в городах не только электробусы, но также электрогрузовики, семейные электромобили, а также электромотоциклы и мини-электромобили на 1-2 человек, на которых удобнее всего будет парковаться в густонаселенных районах.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Развитие облачных платформ MaaS

Но если электромобили — это hardware-уровень, то в облачной сфере также грядут большие перемены. Сегодня бурно развиваются сервисы мобильности, которые постепенно становятся частью городской среды. Люди активно пользуются не только такси и каршерингом или арендой авто, но также и самокатами, моноколесами, велосипедами, наконец, трамваями и троллейбусами. И в ближайшем будущем все эти виды транспорта будут интегрированы в единую систему, чтобы обеспечить пользователю максимально комфортную и быструю поездку в соответствии с его предпочтениями. MaaS подразумевает, что вы сможете ввести точки старта и финиша своей поездки, и приложение подберет маршрут, комбинируя разные виды транспорта. Постепенно уровень интеграции позволит планировать такие поездки бесшовно, а также оплачивать билеты и аренду разных видов транспорта прямо со своего счета.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Представьте: вы хотите доехать из дома на фестиваль, который проходит за городом. Вы заходите в приложение, и мобильный сервис предлагает вам самые разные варианты. Вы сможете не только доехать на метро или трамвае, но также взять каршеринг и добраться на электромобиле, доехать до вашего любимого парка, прокатиться по нему на арендованном электросамокате. Потом сесть на скоростную электричку и - последний этап — от станции доехать на такси. Вариантов будет много, и облачный сервис будет анализировать ваши предпочтения, чтобы в следующий раз предложить максимально удобный вариант.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Интернет вещей захватывает транспорт

Интернет вещей позволяет собирать огромное количество данных не только о каждом агрегате транспортного средства, но и о привычках водителя, маршрутах поездок и так далее. Анализ этого океана информации позволит повысить качество пользования транспортом, комфортность поездок и адаптировать городскую среду под реальные потребности граждан. Автоматизированная городская среда позволит управлять светофорами, выводить на линии дополнительные электробусы (особенно в час пик), организовывать эффективные маршруты объезда в случае заторов и ДТП.

Сами автомобили тоже постепенно превращаются в подключенные устройства. Например, они включаются в процессы приема платежей, как смартфон или умные часы. Один из первых проектов в данной сфере позволяет проводить бесконтактную оплату услуг АЗС с помощью авто. Вспоминая об электромобилях, интернет вещей позволяет расширить сферу их применения, пока транспорт стоит на парковке. Технологии SmartGrid позволяют использовать подключенные к зарядным станциям электромобили в качестве дополнительной электрической емкости для балансировки нагрузки на электросети, как большие аккумуляторы.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Для владельцев автомобилей подключение к интернету вещей в перспективе поможет не беспокоиться о состоянии транспорта, ведь авто будет самостоятельно записываться на ТО, а бортовой компьютер будет проводить непрерывную диагностику вообще всех комплектующих машины. Вы будете получать уведомление, даже когда нужно подкачать колесо, а регулировка светофоров и дорожного движения будет происходить не по расписанию, а согласно реальной ситуации на дорогах.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Беспилотные автомобили станут нормой

Цифровизация дорожного трафика также является важным шагом для появления роботизированных авто прямо на улицах городов. Тестирование беспилотных автомобилей идет полным ходом, причем лидерами в этой сфере являются Китай, Израиль и США. После первых поездок с «водителем безопасности» лидеры отрасли готовятся к тестированию полностью автономных транспортных средств. Хороший знак заключается в том, что регуляторы и ассоциации уже разработали правила безопасности для таких автомобилей, а это значит, что правовая база в скором времени позволит увидеть подобные авто в работе. При этом большая популярность ждет скорее не роботакси (хотя будут и они — только в Китае в конце 2020 года для испытаний использовались порядка 500 такси без водителя), а именно грузовые автопилотируемые автомобили самых различных форматов и размеров. Они удобны для междугородних перевозок и доставки товаров внутри городов. Интересно, что сегодня активное развитие получают не только дорожные, но и тротуарные транспортные средства, которые могут подвести заказ прямо к подъезду.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Таким образом, в скором времени движение «роботов» по городу станет привычным для нас явлением. При этом не исключено, что наличие водителя в такси станет скорее «загородной экзотикой», а растущее количество различных дронов на колесах и на крыльях и колесах сделает наличие пешеходных курьеров лишь воспоминанием о «городах прошлого».

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Партнерства и всеобщая интеграция

Цифровизация транспорта позволяет создавать открытые технологические платформы, которые объединят самые разные услуги транспортного сектора с другими городскими сервисами. По прогнозам Accenture, к 2030 году 22% оборота транспортной индустрии будут приносить сервисные компании разного рода: платформы для заказа транспорта, поставщики развлекательного и навигационного контента, создатели умного ПО для машин и так далее. Поэтому сейчас практически все ведущие игроки рынка нацелены на всевозможные совместные проекты и партнерства, которые могут повысить потребительские качества сервиса. Например, в Китае мы сотрудничаем с флагманами автопромышленности Поднебесной, чтобы интегрировать в свое приложение дополнительные модули от партнеров: в сервис заказа поездок встроено приложение от ведущего поставщика картографических услуг. Аналогичные процессы происходят сегодня по всему миру и будут охватывать все сферы транспортных сервисов.

Таким образом, скоро мы сможем использовать автомобильный бортовой компьютер не только для прокладки маршрута, но и для заказа бургера при подъезде к McDonalds, а также для связи с системной «умного дома», чтобы включить кондиционер помощнее, сварить кофе к своему приезду и так далее. Причем не исключено, что большая часть взаимодействий будет полностью автоматизирована, чтобы пользовательский опыт жителя интегрированной городской среды стал максимально комфортным и не требовал отвлечения от более важных дел.

Кто-то может сказать, что все это — «мечта урбаниста». Но на сегодня эта мечта уже становится реальностью, которую мы сможем увидеть буквально в ближайшие годы.

Материал подготовлен совместно с DiDi

Загрузка статьи...