РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

«Города будущего»: что такое синурбия, и как она решит проблемы малонаселенных регионов

На фоне бурного роста мегаполисов число жителей российских малых и средних городов стремительно сокращается. И этой тенденции не один десяток лет. За четверть века население потеряли 70% городов: с 1989 по 2013 гг. это коснулось 801 из 1128 российских городов. В 2014 году примерно каждый пятый российский город «недотягивал» до городского статуса по численности населения — число городов с населением менее 12 000 человек за это время выросло на 57% (со 157 до 246).
Тэги:
«Города будущего»: что такое синурбия, и как она решит проблемы малонаселенных регионов

Идею, способную это исправить, мы назвали «синурбия» — термин, созвучный «синергии» и означающий объединение социального пространства нескольких отдельных городов в рамках сетевой агломерации. По большому счету, это простое транспортное решение. Его суть — соединить три города, превратив их в единое пространство, в котором каждый из этих городов — дополняет друг друга в социальном и экономическом плане. При этом важно учесть — расстояния между такими городами должны быть сопоставимы друг с другом, чтобы перемещение между ними воспринималось как путешествие, но не становилось обременительным. Свобода и удобство перемещения как бы устраняют расстояние между городами: то, что удобно достижимо за приемлемое время — это близко. Этот тезис особенно понятен жителям близлежащих к Москве городов, которые имеют возможность добираться до работы не более чем за полтора часа благодаря развитой системе Московских центральных диаметров.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

При условии инфраструктурной обеспеченности, наличии удобного транспорта географическое расстояние не важно, важно лишь расстояние во времени. Для современного скоростного транспорта, прежде всего рельсового, поскольку он движется без пробок, имеет высокую скорость и практически не зависит от быстро меняющейся «дорожной̆ обстановки», полтора часа — это 150–200 км, даже с учетом возможных промежуточных остановок.

Важно, что концепция не требует колоссального количества ресурсов и масштабных изменений в географии городов. Синурбический «треугольник» строится на базе уже существующей географии населенных пунктов и системы транспортных связей. В синурбии обязательно наличие аэропорта и желательно наличие водных артерий — для обеспечения внутреннего и внешнего сообщения. В центре синурбии — населенный пункт, который станет «точкой роста» на пересечении пассажирских и грузовых потоков, а в перспективе — новый крупный город.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Главный вопрос, который решает синурбическая модель — счастье человека, которое складывается из возможности общаться с другими людьми, дружить, заводить семью и детей, контактировать с природой, реализовываться как профессионал. Такое решение способно оживить социальную жизнь в малонаселенных регионах и малых городах, оптимизировать расходы на развитие и поддержание государственной транспортной системы и сохранение национально-культурной идентичности за счет развития университетов и студенческих кампусов, музыкальных и художественных школ, театров, музеев — всего того, что медленно умирает за пределами крупных городов из-за нехватки средств и спроса. Для государства, значительная часть территории которого мало населена, синурбии могут стать способом превратить трудности в преимущества и вернуть людей и потенциал социально-экономического роста в пустеющие регионы.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Александр Поляков, Тарас Вархотов, авторы книги «Terra Urbana. Города, которые мы п...м"

Загрузка статьи...