Космос: новости: 30 ноября – 6 декабря 2007 г.

Будьте в курсе! В Москве прошел первый эксперимент по моделированию полета на Марс. На МКС потушен пожар – по счастью, учебный. Индия назначает дату старта своей лунной миссии, а Россия – запусков к Луне, Марсу и Венере. Марсоход Spirit застрял в рыхлом грунте. События, сообщения, происшествия – еженедельный дайджест от журнала «Новости космонавтики».

30 ноября

В рамках проекта «Марс-500» по моделированию полета экипажа к Красной планете ИМБП РАН провел с участием 6 испытателей двухнедельный эксперимент для проверки соответствия характеристик модулей и их систем условиям, максимально приближенным к реальной эксплуатации. Эксперимент начался 15-го и завершился 29-го ноября. Экипаж успешно справился с возложенными на него задачами. В течение 14 дней, пока испытатели жили в полностью изолированных модулях, проведена оценка пригодности их систем к проведению более длительных экспериментов, являющихся составной частью программы «Марс-500″.

Индийская организация космических исследований ISRO назначила дату запуска своей первой лунной миссии Chandrayan-1. Старт ракеты с 560-килограммовым беспилотным космическим аппаратом для изучения спутника Земли состоится 9 апреля 2008 года. Находясь на орбите вокруг Луны, он позволит с помощью новейшего бортового оборудования получать ее снимки в различных диапазонах. Предусматривается также сброс на лунную поверхность научно-исследовательского зонда для проведения минералогических изысканий.

Марсоход Spirit застрял в рыхлом грунте, однако специалисты надеются высвободить его в ближайшее время, чтобы он успел переместиться в безопасное место для зимовки. В течение последних двух недель Spirit перемещался в северную строну возвышенности Домашнего плато шириной примерно в 90 м. Этот регион имеет относительно крутые склоны с северной стороны, которые позволят получать марсоходу максимальное количество солнечной энергии в течение зимы в южном полушарии Марса. Специалисты миссии надеются, что им удастся привести Spirit на склон к 1 января 2008 года, — по мнению операторов миссии, это крайний срок.

Российский космонавт Юрий Маленченко и астронавты NASA Пегги Уитсон (Peggy Witson) и Дэниел Тани (Daniel Tani) успешно потушили тренировочный пожар на МКС. «Пожар» состоялся на американском сегменте в плановом порядке и был успешно ликвидирован. Теперь действия экипажа по ликвидации возгорания будут подробно проанализированы и оценены специалистами.

3 декабря

Сообщается, что Китай ведет комплексные испытания своего нового пилотируемого космического корабля Shenzhou-7. В 2008 г. планируется осуществить его запуск, во время которого китайские космонавты впервые совершат выход в открытый космос.

4 декабря

По техническим причинам отложен намечавшийся на понедельник запуск израильского спутника TechSat с индийского космодрома Шрихарикота. Новая дата старта пока не называется.

Россия начнет выполнять лунную программу на три года раньше, а в ближайшие 8 лет отправит к Луне, Марсу и Венере примерно 10 аппаратов. «Россия возвращается к планетарным исследованиям, это очень важно с точки зрения поиска новых ископаемых, энергоресурсов», — сообщил генеральный директор и генеральный конструктор НПО им. Лавочкина Георгий Полищук.

Он рассказал, что российский аппарат к Марсу будет отправлен в октябре 2009 г., к Венере — в 2015 г. К Луне планируется отправить две миссии — в 2009 и 2011 гг. Кроме того, в 2008, 2010 и 2011 гг. стартуют аппараты серии «Спектр» для астрофизических исследований. «"Спектр" лучше американского "Хаббла", у России будет лидерство, три таких аппарата в разработке, еще четыре — на бумаге», — подчеркнул Полищук.

5 декабря

Компания PlanetSpace объявила о совместной с Lockheed Martin Space Systems и Alliant Techsystems разработке беспилотного грузового космического корабля Modular Cargo Carrier для обслуживания МКС. Проект будет претендовать на финансирование от NASA в рамках программы развития коммерческих транспортных орбитальных систем (COTS).

По данным информационно-аналитического центра системы ГЛОНАСС, число одновременно работающих спутников в системе достигло 13 из 20, числящихся в составе группировки. На техобслуживании находятся 3 аппарата, еще 4 ожидают вывода из нее. Показатель доступности навигационных сервисов системы достиг 57% (на широтах России — 66,3%), продолжительность максимально возможного перерыва в навигации — 3,44 часа (2,88 часа). К концу года число работающих аппаратов в группировке должно достичь 18.

Российский космонавт Юрий Маленченко начал на МКС очередную сессию уникального эксперимента «Плазменный кристалл», продолжающийся на орбите уже 10 лет. «Плазменный кристалл» поможет ученым понять, как формировались планеты Солнечной системы. Он позволяет проводить моделирование кристаллических процессов и «слипания» кристаллов в невесомости, давая представление о том, как формировались из плазмы планеты.

6 декабря

Запланированный на минувшую ночь пуск американской ракеты-носителя Delta-2 с итальянским спутником радарного зондирования Земли COSMO-2 отложен по техническим причинам. Новая дата старта — 7 декабря.

Компания «Космотрас» в начале 2008 г. запустит со стартовой позиции в Оренбургской области таиландский спутник ТЕОS. Аппарат дистанционного зондирования и наблюдения за поверхностью Земли разработан французским отделением компании EADS Astrium, которая и выступила заказчиком пусковых услуг.