Дисплей против фонендоскопа: как развитые страны внедряют телемедицину и что у них общего с Россией

К 2026 году мировой рынок телемедицины достигнет объема в $175 млрд, то есть вырастет в четыре раза к 2019 году. Объем рынка в России в 2019 году, по данным VEB Ventures, составил 1,5 млрд рублей. От страны к стране рынок телемедицинских услуг развивается неравномерно. Штаты Аляска и Гавайи, где не хватает медицинского персонала и далеко до материка, — развивают дистанционное консультирование с конца 1990-х. А для Бразилии поводом разрешить постановку диагноза без личного осмотра врача в апреле 2020 года стала пандемия коронавируса. Опыт каких стран стоит учитывать телемедицинским компаниям в России?
Дисплей против фонендоскопа: как развитые страны внедряют телемедицину и что у них общего с Россией

В России телемедицина была узаконена в 2018 году. 2,5 года участники рынка постоянно задаются вопросом: какие следующие шаги нужно будет сделать для развития рынка, оптимизации правового регулирования, повышение эффективности медицинской помощи. Генеральный директор цифрового медицинского сервиса «Доктор рядом» Денис Швецов рассуждает о том, опыт каких стран стоит учитывать телемедицинским компаниям в России.

Не занимайтесь самолечением! В наших статьях мы собираем последние научные данные и мнения авторитетных экспертов в области здоровья. Но помните: поставить диагноз и назначить лечение может только врач.

Эстония: лидер цифрового здравоохранения

Эстония стала первой в мире страной, внедрившей на национальном уровне систему электронных медицинских карт. Это произошло в 2008 году. Реформа обошлась примерно в $10 в пересчете на каждого жителя. Через три года систему использовали 47% жителей страны. А спустя почти 13 лет после нововведения большинство медицинских консультаций жители страны получают удаленно.

Значительную роль в этом процессе играет государство: правительство финансирует телемедицинские сервисы и услуги, компенсирует пациентам их стоимость. Преимущество получили врачи: системы помогают им быстро заполнять и обновлять медицинские карты; пациенты получают рецепты прямо в телефон.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Важная особенность: все врачи в Эстонии — частно практикующие, имеют право консультировать в рамках платформ. В России это невозможно: дистанционные консультации могут давать только врачи-сотрудники лечебных учреждений.

Эстонские телемедицинские сервисы унифицируют «точку контакта» врача и пациента. При регистрации на телемедицинской платформе пациент получает доступ к контакту с врачом, а врач — может хранить в одном месте историю общения с пациентом.

Пандемия коронавируса показала, что в Эстонии есть дефицит срочного доступа к врачам. Тогда в середине 2020 года один из эстонских телемедицинских сервисов запустил работу искусственного интеллекта в помощь врачам для принятия решений, постановки диагнозов и назначения лечения.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Франция: медленный старт к искусственному интеллекту

Телемедицина во Франции начала свое развитие в 2004 году после внедрения ряда законов в сфере здравоохранения.

Старт был медленным. Основной закон о телемедицине в стране появился спустя пять лет — в 2009 году. Еще спустя год власти определили области внедрения телемедицины — телеконсультации, телеэкспертиза, телемониторинг, телепомощь.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Довольно долго, с 2010 до 2016 год телемедицина считалась дорогой услугой. Тогда в стране заработала программа финансовой поддержки телемедицинских стартапов в девяти регионах ETAPES. К 2018 году на всей территории Франции телемедицинские услуги включили в систему обязательного медицинского страхования, а программы финансовой поддержки расширили на всю страну.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Разрешения на оказание телемедицинских услуг выдает региональное агентство здравоохранения (Agence Régionale de Santé, ARS). Чиновники проверяют защищенность персональной информации пациентов и перспективы конкуренции нового сервиса с уже действующими врачами и медучреждениям в конкретном районе.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

В стране работает система государственных компенсаций телемедицинских услуг пациентам, а врачи могут выписывать рецепты дистанционно. Врачи могут выставлять счет социальным службам за дистанционное уточнение клинических данных или обследование; обмен медицинской информацией между двумя врачами; медицинское наблюдение; дистанционную врачебную помощь во время выполнения медицинской процедуры.

В 2019 году новые законодательные инициативы закрепили оптимизированное управление, стимулировали введение электронных медкарт по всей стране, развитие искусственного интеллекта в сфере здравоохранения как приоритетного направления.

Распространение коронавируса ускорило развитие направления в стране. Если в феврале 2020 года во Франции провели всего 40 тыс. дистанционных консультаций, то спустя всего два месяца цифра выросла более чем в 110 раз, до 4,5 млн консультаций. Услуга пользовалась спросом и после снятия ограничений: в июне — было проведено 1,8 млн консультаций.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Бразилия: без личного осмотра

Развитие телемедицины в Бразилии началось в 2006 году: правительству стало понятно, что больницы и клиники не взаимодействуют между собой, не обмениваются данными о пациентах. Целью программы было не только оптимизация медицинской помощи, но и сокращение пути граждан от дома до больницы. Для страны с населением в 200 млн человек это важный показатель.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Сегодня врачей 24 штатов из 27 обучают работе с телемедицинскими платформами и консультированию в режиме онлайн. Этот процесс активизировало распространение COVID-19: персонал больниц, клиник и медицинских центров довольно быстро перешел к удаленному консультированию. За этот период около 400 тысяч больных получили программы лечения. Спрос на такие услуги продолжает расти. По официальным данным, от 70 до 80% пациентов в Бразилии не нуждаются в очном осмотре врача для получения помощи.

Пандемия поспособствовала и законодательным сдвигам: в апреле 2020 года в стране официально разрешили работу сервисов дистанционного медицинского обслуживания. Правда пока телемедицинские услуги в Бразилии не включены в систему государственного здравоохранения. Сервисы, предоставляющие их, ищут финансирования у частных компаний. При этом, постановка диагноза врачом через онлайн-консультацию и без первичного очного приема разрешена.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Индия: телемедицина для деревни

Гигантская страна с 1,3 млрд жителей, значительная доля которых живет за пределами больших городов, в деревнях и селах. Стартом развития телемедицины в стране принято считать март 2000 года, когда в Индии провели первую телемедицинскую консультацию кардиолога.

В местных больницах и клиниках нет современных приборов. Правительство страны выделяет небольшие бюджеты на здравоохранение: Индия занимает 165 место из 189 по объему расходов на здравоохранение по версии Всемирной организации здравоохранения.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

В стране есть работают множество агрегаторов данных врачей, а пять ведущих телемедицинских компаний обслуживают от 7 до 47 млн пациентов. Поначалу государство не вмешивалось в деятельность стартапов телемедицинского направления, чтобы дать им развиться. Но сейчас в стране запрещено использовать искусственный интеллект для постановки диагноза, платформы не могут выписывать рецепты. Эти ограничения связаны с опасениями чиновников: сервисы могут вовсе не привлекать врачей, а соединять пациентов с искусственным интеллектом.

В Индии есть несколько сложностей в телемедицинской отрасли: пациенты не доверяют системам хранение персональных и медицинских данных; множество разрозненных сервисов без единой системы; фрагментированность оказания услуг. Как правило, пациент регистрируется на платформе, заполняет анкету с жалобами или конкретным запросом, выбирает дату и время консультации и удобную платформу для звонка (чаще это Zoom).

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Индии еще предстоит пройти большой путь по упорядочению работы врачей и пациентов в области цифровой медицины. Большая часть населения проживает в сельской местности, это значит, что у врача нет прямого доступа к пациенту. В России схожая картина: большие расстояния, центральные районные больницы на десятки деревень. Активно преимуществами телемедицинских технологий пользуется Москва. Единая медицинская информационно-аналитическая система (ЕМИАС) аккумулирует данные пациентов. Другие регионы пока проявляют только осторожный интерес.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

США: массивы данных и предсказания для пациента

Так или иначе телемедицинские сервисы работают в США с конца 1990-х годов — именно тогда отдельные штаты стали разрабатывать программы развития телемедицины со специальным финансированием.

Поначалу одним из ключевых нюансов работы телемедицинских сервисов был обмен «фиксированной» информацией из-за нестабильного интернета в разных частях страны. Пациенту нужно было посмотреть обучающее видео и только потом заполнить анкету с жалобами и симптомами. На основе этих документов врач мог поставить диагноз и выписать рецепт.

Затем компании решили, что для постановки диагноза нужно больше деталей, личная консультация или видеозвонок. Пользователей телемедицинских платформ стали снабжать недорогими приборами измерения веса, давления, сахара в крови. Данные таких гаджетов автоматически фиксируются в приложении, а пациент получает анкету с более детальными вопросами, например, как часто он кашляет. На экране высвечивается пошаговая инструкция с дальнейшими действиями для пациента и направление ко врачу. Когда все данные собраны вместе, врачу проще увидеть полную картину и понять, с какой болезнью нужно работать.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Проблемы в работе с приложениями испытывали пожилые люди. Им нужна была помощь кого-либо, чтобы понять, как работает тот или иной прибор. Тогда в стране появились чат-боты, которые могут записать пациента на прием к врачу.

Платформы в США обрастали все новыми данными пользователей: истории болезни, география проживания, частота обращений и специальности врачей, к которым они записываются. На основе таких данных платформы способны «предугадывать» вопросы, которые возникают у врачей к пациентам. Например, у человека с лишним весом может быть повышенное давление, предполагает телемедицинский сервис. Чем больше данных о пользователе у него есть, тем больше подсказок платформа может предоставить пациенту.