В Москве (точнее, в области) появилась первая вертикальная аэродинамическая труба, делающая возможными полеты не во сне, а наяву.

«А это точно здесь?» — спрашивает арт-директор «ПМ» Руслан Гусейнов, осматривая пустынные окрестности Симферопольского шоссе. «Вроде бы да. В точности как в описании, 59-й км», — отвечаю я, но уже не столь уверенно, как раньше. Проезжаем путепровод над трассой, где-то здесь должен быть поворот. Да вот и он. Ой, что это? На фоне осеннего подмосковного леса и пасмурного неба яркое желто-оранжевое здание с зеркальными стеклами выглядит так, будто оно попало сюда из сказки — ну, например, его перенесло сюда ураганом, как домик Элли в «Волшебнике Изумрудного города».

Ураган тут действительно есть, но внутри. Внутри здания становится слышен гул мощных вентиляторов, гоняющих воздух по замкнутому контуру. Здесь их четыре, каждый приводится двигателем мощностью 250 л.с. (180 кВт). «Наша — одна из примерно полутора десятков вертикальных аэродинамических труб, спроектированных и построенных американской фирмой SkyVenture, первая в России, да и во всей Восточной Европе, — говорит Иван Коробков, инструктор по безопасности полетов российской компании FreeZone. — SkyVenture разрабатывает проект, выпускает набор деталей и документацию по сборке, а потом проверяет правильность сборки и сертифицирует готовое сооружение. Персонал каждой трубы, построенной SkyVenture, в обязательном порядке проходит первоначальное обучение и регулярное повышение квалификации под руководством тренеров IBA (International Bodyflight Association)».

Сеанс полетов заканчивается, и нам устраивают обзорную экскурсию «на чердак» — именно там расположены двигатели и вентиляторы. Двухметровые пропеллеры производят впечатление, заборная решетка покрыта размазанными следами мошкары. Неужели здесь нет противомоскитной сетки? «Нет, она бы создавала большое сопротивление потоку, — объясняет Иван. — Приходится с этим мириться. Хотя во время полетов летом мошкара частенько бьет в лицо, это неприятно». Выходим на крышу здания, Иван показывает на приоткрытые створки в стене: «Контур почти замкнутый, но часть воздуха может обновляться — это нужно для поддержания комфортной температуры внутри, особенно летом. Страна у нас холодная, но специально греть воздух зимой не нужно — вполне хватает тепла, которое выделяют двигатели во время работы».

Парашютный тренажер

Полеты в аэродинамической трубе — отличное, хотя и малоизвестное пока развлечение, но основные посетители FreeZone — это спортсмены-парашютисты. В трубе можно отрабатывать свободное падение для всех видов парашютного спорта, кроме разве что прыжков на точность и купольной акробатики. А уж для фристайла, фрифлая и групповой акробатики это настоящий рай (хотя, конечно, восемь человек в эту трубу просто физически не помещаются).

«Труба — это очень эффективный тренажер, — говорит Владимир Останин, тренер команды по групповой акробатике Sky 45. — Работа здесь намного более продуктивна, чем обычные парашютные прыжки. Во время одного прыжка у команды есть меньше минуты свободного падения, за день можно совершить с десяток прыжков — это очень много! — так что час в трубе приблизительно равен неделе тренировок. Не говоря о том, что это быстрее и значительно дешевле, здесь гораздо больше возможностей — тренер может оперативно корректировать основные ошибки и проводить разбор полетов. К тому же труба незаменима, например, зимой: теплая одежда для реальных прыжков значительно ограничивает свободу движений, а в трубе можно летать в обычных тонких комбинезонах круглый год. Мастерство спортсменов при тренировках в трубе прогрессирует очень быстро, поэтому сейчас почти все команды во всем мире активно используют подобные тренажеры».

Впрочем, небольшие отличия потока воздуха в трубе от реальных условий свободного падения все же существуют. «Прежде всего, поток как бы более «плотный», — поясняет Владимир Останин, — в настоящих условиях он абсолютно ламинарный, а в полетной зоне у самых стенок — турбулентный. Есть и свои плюсы: в реальных условиях в небе небольшая горизонтальная скорость может быть незаметна, а в трубе сразу видно малейшее смещение по горизонтали, и можно его скорректировать».

Кстати, в мире полеты в трубе уже успели стать самостоятельным видом спорта, который называют bodyflight, — вот уже второй год проводятся соревнования в нескольких дисциплинах. Не исключено, что у этого направления серьезные перспективы, ведь летать в таких трубах может любой человек старше пяти лет (уже существуют «детские лиги»).

Лежа на воздухе

Надеваю комбинезон, очки, шлем, и мы отправляемся к полетному «стакану» — плексигласовому цилиндру диаметром 3,7 м, с полом из металлической сетки. К стакану, внутри которого и расположена полетная зона, примыкает комната оператора аэродинамической трубы, который контролирует все параметры: скорость потока воздуха (до 200−230 км/ч), открытие заслонок для регулировки комфортной температуры и т. п.

Перед полетом — краткий инструктаж. Иван показывает основные жесты, с помощью которых он будет руководить моими действиями. Их немного: согнуть ноги, выпрямить ноги, прогнуться, поднять подбородок вверх, расслабиться, выход. Краткое повторение — и вот, наконец, дверь камеры закрывается за нами. Теперь я очень хорошо понимаю, зачем нужны беруши и почему инструктор общается со мной именно жестами: рев потока воздуха заглушает любые слова даже в «предбаннике». Точно следуя всем указаниям инструктора, делаю шаг в проем, падаю вперед, воздух подхватывает меня, и… Нет, видимо, какой-то секрет мне не открыли: меня начинает мотать по всему «стакану», грозит стукнуть о стенки. Ага, инструктор это тоже заметил и делает мне знак — прогнуться! Прогибаюсь и опускаюсь животом на сетчатый пол, чуть-чуть выпрямляю ноги и все-таки взлетаю. Через три-четыре захода (каждый по минуте) у меня наконец начинает получаться, я лежу на воздушном потоке и даже получаю от этого удовольствие, хотя время от времени меня все же «болтает». Невероятно гордый собой, я выхожу из полетной зоны в «предбанник», а на мое место буквально выплывает один из инструкторов FreeZone, показывая оператору трубы, что можно увеличить мощность, — и моя гордость мгновенно улетучивается: создается впечатление, что он буквально способен управлять гравитацией! Но чтобы достичь такого уровня, нужны десятки часов тренировок.

Понравилось ли мне летать? Да, это очень забавно, особенно после того, как я немного освоился и научился расслабленно «лежать» на воздушном потоке. Во всяком случае теперь я знаю, как ответить на вечный вопрос: «Отчего люди не летают, как птицы?» Летают, и еще как!

Статья опубликована в журнале «Популярная механика» (№12, Декабрь 2007).