РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Адский мальчик: Чертовы спецэффекты

Экранизация комиксов – вполне самостоятельный и зрелый жанр в американском кино. Десятилетиями зрители упивались похождениями Супермена, Человека-паука, Людей-ИКС и многих других. Пришла очередь и рогатого чертенка с хвостом.
Тэги:
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Когда режиссер Гильермо дель Торо приходил на очередную студию с проектом фильма «Хеллбой» по мотивам комикса Майка Миньолы, ему задавали одни и те же вопросы. «Неужели вы собираетесь покрасить его в красный цвет? И всерьез хотите, чтобы у него был хвост? И не станете же вы делать ему рога?» Все это о нем, о главном герое — демоне с хвостом, подпиленными рогами и кожей кирпично-красного цвета.

По сюжету он был вытащен в мир людей нацистами, получил воспитание у доброго профессора и теперь работает в Бюро паранормальных исследований при ФБР, сражаясь с разнообразными монстрами за светлое будущее человечества.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

На все три вопроса режиссер отвечал утвердительно и был прав: «Хеллбой» стал одним из самых успешных летних блокбастеров. При бюджете в $60 млн. спецэффекты в фильме выглядят значительно дороже. Продюсер Ллойд Левин объясняет журналистам, что секрет прост: работа над картиной началась за 10 месяцев до начала съемок, и все это время «было посвящено тому, чтобы заставить работать каждый цент» и распределить расходы максимально эффективно. Спецэффекты для «Хеллбоя» делали несколько студий: гримом занималась Cinovation, механическими эффектами — Spectral Motion, а цифровыми эффектами — Tippett Studios.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Всех исполнителей главных ролей прогнали через цифровое сканирование, чтобы студиям было с чего начинать работу. Особое внимание уделялось Рону Перлману, сыгравшему главного героя. «Мы снова и снова снимали его в разном гриме и в разных костюмах, со всех сторон — на фоне белой панели, расчерченной на дюймовые квадраты, — объясняет продюсер спецэффектов Эдвард Ирасторца. — Рону это порядком надоело, но зато у всех была основа для того, чтобы создать текстуру изображения».

Стадия Телепузика

В прологе фильма Хеллбой появляется на экране в нежном младенческом возрасте. Студия Spectral Motion поначалу сделала механическую куклу с управляемой головой, но в итоге ее пришлось заменить цифровым красным младенцем.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Грим «взрослого» Хеллбоя был разработан на студии Cinovation, принадлежащей легендарному голливудскому гримеру Рику Бейкеру. Рон Перлман проходил долгую процедуру трансформации каждый съемочный день — работавший с ним Джейк Гарбер не поленился подсчитать, что накладывал грим Хеллбоя 86 раз. Джейк появлялся в трейлере Рона за четыре часа до того, как актеру нужно было выходить на съемочную площадку. Накладывание грима занимало два с половиной часа чистого времени, но Гарбер хотел, чтобы у подопечного было время размяться и отдохнуть. Рон Перлман, впрочем, был терпелив и относился к ситуации философски. «Процесс гримирования не имеет ничего общего с наказанием, это честь, — объяснял он. — Я, в общем-то, человек, которому нравится сидеть и ничего не делать. Так что четыре часа в кресле гримера я как раз сидел, ничего не делая, слушал музыку и трепался с ребятами».

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Грим Хеллбоя состоял из нескольких фрагментов, которые накладывались в определенном порядке. В первую очередь через голову с большой осторожностью надевалась «грудная клетка» и спина Хеллбоя. Затем Джейк убирал волосы актера под пластиковую шапочку и укреплял на ней нашлепку — ту самую, с рогами. Спереди она спускалась до бровей, а сзади доходила до загривка. Гильермо Дель Торо называл это «стадией Телепузика» — в этот момент обычно объявлялся перерыв и Перлман прогуливался по съемочной площадке. Затем наступала очередь лица — его закрывали целиком, за исключением нижней губы. Ее оставляли свободной от грима до последнего момента, чтобы актер мог выпить кофе или перекусить.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

После того как все фрагменты становились на свое место, их слегка подкрашивали. «Это только кажется, что Хеллбой "просто красный", — говорит Джейк Гарбер. — У нас было 4−5 дополнительных оттенков, чтобы он не выглядел как пластиковая игрушка». Затем шли парик, бакенбарды и бородка, завершали процесс вставные челюсти и контактные линзы. Иногда Хеллбоя снимали с обнаженным торсом, и тогда Джейку требовалась помощь еще четырех человек.

Режиссер отмечал, что работа с долгим гримом у главного героя имеет свои тонкости: съемочный день приходилось начинать со сцен с дублерами или с другими актерами, а уже после обеда появлялся загримированный Рон Перлман и снималось все остальное. Перлман отмечал, что грим был настолько продуманным, что позволял ему передавать малейшие нюансы чувств и эмоций. Пока он был свежим, снимались крупные планы, а позже можно было переходить на погони, драки и прочие вредные для целостности грима эпизоды. Кстати, поцелуи входили в их число: Сельма Блэйр, сыгравшая любимую женщину Хеллбоя, признается, что после поцелуя на ее губах оставалось немного его грима.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Рука и хвост — вот мои документы

«Главная причина, по которой мне не терпелось увидеть готовый фильм, — я хотел выяснить, что же, черт возьми, вытворяет мой хвост», — говорил Рон Перлман. Хвост Хеллбоя был либо механическим, либо нарисованным на компьютере сотрудниками студии Orphanage. Механических хвостов было несколько. Основной крепился на пояс актера и мог двигаться только вперед-назад. Для более разнообразных движений использовали хвост на тросах, управляемый дистанционно — неудивительно, что актер не имел ни малейшего понятия о том, как это выглядит со стороны.

Еще одно могущественное оружие Хеллбоя — каменная правая рука (Hand of Doom). Рука была частью костюма Перлмана и проектировалась самим Риком Бейкером, управление ей также осуществлялось дистанционно. Актер мог поднять ее и опустить, но более деликатные движения оставались на совести «кукловодов». Каждый палец представлял собой отдельный механизм, облеченный в мягкий пластик. Собственно ладонь и рука изготавливались из стекловолокна для большей долговечности, но именно поэтому они и не сгибались. Вместе с батарейками эта конструкция весила около полутора килограммов, и между дублями ее с актера снимали.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Дополнительно были изготовлены еще три руки. Первая — декоративная, с неподвижными соединенными пальцами, на случай, если в ходе съемок будет повреждена основная. Вторая — из цельной тяжелой резины, эта рука использовалась в сцене, где Хеллбой пробивает пол. Третья рука была сделана из стали с крюком на конце, и она видна в эпизоде, где Хеллбой держится за край здания. При монтаже эпизода крюк убрали при помощи компьютера и нарисовали пальцы.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Когда трюки были слишком опасными, Перлмана заменял цифровой двойник. «Хеллбой — монстр, его движения яростны и агрессивны, и его было очень интересно оживлять на компьютере», — говорит Тодд Лабонт, аниматор со студии Tippett, который сделал цифрового Хеллбоя, пробивающегося через окно, и несколько других сцен.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Вода и пламень

У Хеллбоя есть сторонники, коллеги по Бюро паранормальных исследований. Самый талантливый из них — человек-амфибия Эйб Сапьен. В «сухопутных» сценах его играет актер Дуг Джонс, который, как и Рон Перлман, появляется на экране только в костюме и гриме, созданных на студии Spectral Motion. В «подводных» эпизодах мы видим его цифрового двойника, сделанного на Tippett Studios по модели, слепленной с Джонса.

«Вообразите себе идеальное тело, как у Брюса Ли или у Давида Микеланджело — но учтите, что он рыба». Такую инструкцию давал Гильермо Дель Торо гримерам, снабдив их для верности фотографиями Брюса Ли из фильма «Входит дракон». Поскольку актер очень худой и очень гибкий, грим накладывался множеством микроскопических фрагментов. «Мы не смогли создать механизм для того, чтобы Эйб мог двигать глазами, и вместо этого использовали сочетание грима и эффектов», — объяснил продюсер спецэффектов Эдвард Ирасторца.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Другая сотрудница Бюро — Лиз Шерман (Сельма Блэйр). Ее паранормальная способность — порождать огонь, и в минуты сильного волнения она может поджечь все вокруг. Голубой огонь Лиз сделан с помощью симулятора жидкости в программе Orphanage, причем картинка была перевернута — чтобы казалось, что огонь «вытекает» прямо из героини.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Демон с головой Медузы

Главный противник Хеллбоя — демон Саммаэль. Над тем, как он должен выглядеть, Дель Торо размышлял особенно долго. Сначала он решил, что никакое чудище не сравнится с большой гориллой, а потом обогатил дизайн змееподобными щупальцами, сделав Саммаэля похожим на Медузу Горгону. Сельма Блэйр признается, что щупальца эти ее всерьез напугали и чуть было не заставили стать вегетарианкой.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Внешним видом демона занималась студия Spectral Motion, и ее президент Майк Элизалде считает, что ничего сложнее в жизни не видел — чего стоят одни только щупальца или многослойный механизм глазных яблок. За дистанционное управление отвечали четыре человека — один занимался глазами, другой челюстями и двое — щупальцами. Основным исполнителем роли Саммаэля был актер Брайан Стил — именно он прячется внутри резиновой головы. Еще несколько запасных голов из пенопласта изготовили для дублеров и каскадеров — их сделали очень легкими, чтобы было удобнее драться.

В ряде случаев на экране появляется цифровой двойник Саммаэля, созданный на Tippett Studio. Угловатые движения демона напоминают покадровую анимацию Рэя Харрихаузена, пионера в этой области спецэффектов, работавшего семьдесят лет назад над «Кинг-Конгом». Цифровая модель создавалась на основании макета от Spectral Motion и могла передавать самые неестественные движения демона. «Каждый сустав мог поворачиваться на 180 или 360 градусов в любой момент, — объясняет Пол Турио, занимавшийся цифровыми эффектами. — Добиться этого на компьютере довольно сложно». Взяв за основу программу Maya, на Tippett Studio создали послойную систему передачи движений персонажа: аниматор приводит в движение мускулы, после чего в соответствии с ними двигаются жир, кости и кожа. Для вдохновения при разработке манеры двигаться были использованы видеозаписи горилл и львов.

Tippett Studio работала также над эпизодом погони Хеллбоя за Саммаэлем по городским улицам. Сцена снималась в Праге, и компьютерщикам пришлось заменять все автомобили в кадре. Для этого компания Orphanage создала пять различных типов машин, плюс грузовик и мотоцикл. Некоторые из этих автомобилей пригодились, чтобы маскировать операторское оборудование или членов съемочной группы, оказавшихся на заднем плане.

Загрузка статьи...