Экранизация комиксов — вполне самостоятельный и зрелый жанр в американском кино. Десятилетиями зрители упивались похождениями Супермена, Человека-паука, Людей-ИКС и многих других. Пришла очередь и рогатого чертенка с хвостом.

В прологе фильма Хеллбой появляется на экране в нежном младенческом возрасте
Главного героя фильма демона Хеллбоя с помощью черной магии вызвал в наш мир из ада секретный отряд нацистов. Предполагалось, что он должен стать орудием Апокалипсиса…

Когда режиссер Гильермо дель Торо приходил на очередную студию с проектом фильма «Хеллбой» по мотивам комикса Майка Миньолы, ему задавали одни и те же вопросы. «Неужели вы собираетесь покрасить его в красный цвет? И всерьез хотите, чтобы у него был хвост? И не станете же вы делать ему рога?» Все это о нем, о главном герое — демоне с хвостом, подпиленными рогами и кожей кирпично-красного цвета.

По сюжету он был вытащен в мир людей нацистами, получил воспитание у доброго профессора и теперь работает в Бюро паранормальных исследований при ФБР, сражаясь с разнообразными монстрами за светлое будущее человечества.

На все три вопроса режиссер отвечал утвердительно и был прав: «Хеллбой» стал одним из самых успешных летних блокбастеров. При бюджете в $60 млн. спецэффекты в фильме выглядят значительно дороже. Продюсер Ллойд Левин объясняет журналистам, что секрет прост: работа над картиной началась за 10 месяцев до начала съемок, и все это время «было посвящено тому, чтобы заставить работать каждый цент» и распределить расходы максимально эффективно. Спецэффекты для «Хеллбоя» делали несколько студий: гримом занималась Cinovation, механическими эффектами — Spectral Motion, а цифровыми эффектами — Tippett Studios.

Всех исполнителей главных ролей прогнали через цифровое сканирование, чтобы студиям было с чего начинать работу. Особое внимание уделялось Рону Перлману, сыгравшему главного героя. «Мы снова и снова снимали его в разном гриме и в разных костюмах, со всех сторон — на фоне белой панели, расчерченной на дюймовые квадраты, — объясняет продюсер спецэффектов Эдвард Ирасторца. — Рону это порядком надоело, но зато у всех была основа для того, чтобы создать текстуру изображения».

Стадия Телепузика

В прологе фильма Хеллбой появляется на экране в нежном младенческом возрасте. Студия Spectral Motion поначалу сделала механическую куклу с управляемой головой, но в итоге ее пришлось заменить цифровым красным младенцем.

Грим «взрослого» Хеллбоя был разработан на студии Cinovation, принадлежащей легендарному голливудскому гримеру Рику Бейкеру. Рон Перлман проходил долгую процедуру трансформации каждый съемочный день — работавший с ним Джейк Гарбер не поленился подсчитать, что накладывал грим Хеллбоя 86 раз. Джейк появлялся в трейлере Рона за четыре часа до того, как актеру нужно было выходить на съемочную площадку. Накладывание грима занимало два с половиной часа чистого времени, но Гарбер хотел, чтобы у подопечного было время размяться и отдохнуть. Рон Перлман, впрочем, был терпелив и относился к ситуации философски. «Процесс гримирования не имеет ничего общего с наказанием, это честь, — объяснял он. — Я, в общем-то, человек, которому нравится сидеть и ничего не делать. Так что четыре часа в кресле гримера я как раз сидел, ничего не делая, слушал музыку и трепался с ребятами».

Грим Хеллбоя состоял из нескольких фрагментов, которые накладывались в определенном порядке. В первую очередь через голову с большой осторожностью надевалась «грудная клетка» и спина Хеллбоя. Затем Джейк убирал волосы актера под пластиковую шапочку и укреплял на ней нашлепку — ту самую, с рогами. Спереди она спускалась до бровей, а сзади доходила до загривка. Гильермо Дель Торо называл это «стадией Телепузика» — в этот момент обычно объявлялся перерыв и Перлман прогуливался по съемочной площадке. Затем наступала очередь лица — его закрывали целиком, за исключением нижней губы. Ее оставляли свободной от грима до последнего момента, чтобы актер мог выпить кофе или перекусить.

После того как все фрагменты становились на свое место, их слегка подкрашивали. «Это только кажется, что Хеллбой «просто красный», — говорит Джейк Гарбер. — У нас было 4−5 дополнительных оттенков, чтобы он не выглядел как пластиковая игрушка». Затем шли парик, бакенбарды и бородка, завершали процесс вставные челюсти и контактные линзы. Иногда Хеллбоя снимали с обнаженным торсом, и тогда Джейку требовалась помощь еще четырех человек.

Режиссер отмечал, что работа с долгим гримом у главного героя имеет свои тонкости: съемочный день приходилось начинать со сцен с дублерами или с другими актерами, а уже после обеда появлялся загримированный Рон Перлман и снималось все остальное. Перлман отмечал, что грим был настолько продуманным, что позволял ему передавать малейшие нюансы чувств и эмоций. Пока он был свежим, снимались крупные планы, а позже можно было переходить на погони, драки и прочие вредные для целостности грима эпизоды. Кстати, поцелуи входили в их число: Сельма Блэйр, сыгравшая любимую женщину Хеллбоя, признается, что после поцелуя на ее губах оставалось немного его грима.

Рука и хвост — вот мои документы

«Главная причина, по которой мне не терпелось увидеть готовый фильм, — я хотел выяснить, что же, черт возьми, вытворяет мой хвост», — говорил Рон Перлман. Хвост Хеллбоя был либо механическим, либо нарисованным на компьютере сотрудниками студии Orphanage. Механических хвостов было несколько. Основной крепился на пояс актера и мог двигаться только вперед-назад. Для более разнообразных движений использовали хвост на тросах, управляемый дистанционно — неудивительно, что актер не имел ни малейшего понятия о том, как это выглядит со стороны.

Еще одно могущественное оружие Хеллбоя — каменная правая рука (Hand of Doom). Рука была частью костюма Перлмана и проектировалась самим Риком Бейкером, управление ей также осуществлялось дистанционно. Актер мог поднять ее и опустить, но более деликатные движения оставались на совести «кукловодов». Каждый палец представлял собой отдельный механизм, облеченный в мягкий пластик. Собственно ладонь и рука изготавливались из стекловолокна для большей долговечности, но именно поэтому они и не сгибались. Вместе с батарейками эта конструкция весила около полутора килограммов, и между дублями ее с актера снимали.

Дополнительно были изготовлены еще три руки. Первая — декоративная, с неподвижными соединенными пальцами, на случай, если в ходе съемок будет повреждена основная. Вторая — из цельной тяжелой резины, эта рука использовалась в сцене, где Хеллбой пробивает пол. Третья рука была сделана из стали с крюком на конце, и она видна в эпизоде, где Хеллбой держится за край здания. При монтаже эпизода крюк убрали при помощи компьютера и нарисовали пальцы.

Когда трюки были слишком опасными, Перлмана заменял цифровой двойник. «Хеллбой — монстр, его движения яростны и агрессивны, и его было очень интересно оживлять на компьютере», — говорит Тодд Лабонт, аниматор со студии Tippett, который сделал цифрового Хеллбоя, пробивающегося через окно, и несколько других сцен.

Вода и пламень

У Хеллбоя есть сторонники, коллеги по Бюро паранормальных исследований. Самый талантливый из них — человек-амфибия Эйб Сапьен. В «сухопутных» сценах его играет актер Дуг Джонс, который, как и Рон Перлман, появляется на экране только в костюме и гриме, созданных на студии Spectral Motion. В «подводных» эпизодах мы видим его цифрового двойника, сделанного на Tippett Studios по модели, слепленной с Джонса.

«Вообразите себе идеальное тело, как у Брюса Ли или у Давида Микеланджело — но учтите, что он рыба». Такую инструкцию давал Гильермо Дель Торо гримерам, снабдив их для верности фотографиями Брюса Ли из фильма «Входит дракон». Поскольку актер очень худой и очень гибкий, грим накладывался множеством микроскопических фрагментов. «Мы не смогли создать механизм для того, чтобы Эйб мог двигать глазами, и вместо этого использовали сочетание грима и эффектов», — объяснил продюсер спецэффектов Эдвард Ирасторца.

Другая сотрудница Бюро — Лиз Шерман (Сельма Блэйр). Ее паранормальная способность — порождать огонь, и в минуты сильного волнения она может поджечь все вокруг. Голубой огонь Лиз сделан с помощью симулятора жидкости в программе Orphanage, причем картинка была перевернута — чтобы казалось, что огонь «вытекает» прямо из героини.

Демон с головой Медузы

Главный противник Хеллбоя — демон Саммаэль. Над тем, как он должен выглядеть, Дель Торо размышлял особенно долго. Сначала он решил, что никакое чудище не сравнится с большой гориллой, а потом обогатил дизайн змееподобными щупальцами, сделав Саммаэля похожим на Медузу Горгону. Сельма Блэйр признается, что щупальца эти ее всерьез напугали и чуть было не заставили стать вегетарианкой.

Внешним видом демона занималась студия Spectral Motion, и ее президент Майк Элизалде считает, что ничего сложнее в жизни не видел — чего стоят одни только щупальца или многослойный механизм глазных яблок. За дистанционное управление отвечали четыре человека — один занимался глазами, другой челюстями и двое — щупальцами. Основным исполнителем роли Саммаэля был актер Брайан Стил — именно он прячется внутри резиновой головы. Еще несколько запасных голов из пенопласта изготовили для дублеров и каскадеров — их сделали очень легкими, чтобы было удобнее драться.

В ряде случаев на экране появляется цифровой двойник Саммаэля, созданный на Tippett Studio. Угловатые движения демона напоминают покадровую анимацию Рэя Харрихаузена, пионера в этой области спецэффектов, работавшего семьдесят лет назад над «Кинг-Конгом». Цифровая модель создавалась на основании макета от Spectral Motion и могла передавать самые неестественные движения демона. «Каждый сустав мог поворачиваться на 180 или 360 градусов в любой момент, — объясняет Пол Турио, занимавшийся цифровыми эффектами. — Добиться этого на компьютере довольно сложно». Взяв за основу программу Maya, на Tippett Studio создали послойную систему передачи движений персонажа: аниматор приводит в движение мускулы, после чего в соответствии с ними двигаются жир, кости и кожа. Для вдохновения при разработке манеры двигаться были использованы видеозаписи горилл и львов.

Tippett Studio работала также над эпизодом погони Хеллбоя за Саммаэлем по городским улицам. Сцена снималась в Праге, и компьютерщикам пришлось заменять все автомобили в кадре. Для этого компания Orphanage создала пять различных типов машин, плюс грузовик и мотоцикл. Некоторые из этих автомобилей пригодились, чтобы маскировать операторское оборудование или членов съемочной группы, оказавшихся на заднем плане.

Статья «» опубликована в журнале «Популярная механика» (№9, Сентябрь 2004).