РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Lean — философия бережливого производства в стартапе

Зачастую при работе со стартапом не получается стопроцентно предугадать развитие событий. Поэтому важно действовать гибко: смотреть, что работает лучше, и меняться в процессе. Есть разные подходы к разработке IT-стартапов, и сегодня мы подробно остановимся на Lean методе. Расскажем, как он работает, из каких этапов состоит и, главное, как он минимизирует потери финансов, времени и ресурсов.
Тэги:
Lean — философия бережливого производства в стартапе

Экскурс в историю

Давайте для начала разберемся, что это за философия и каковы ее истоки. В переводе с английского «lean» — стройный, постоянный. Другое более понятное название — бережливое производство. Этот подход придумал Тайти Оно на заводе Toyota в 50-х годах прошлого века. После войны Япония нуждалась в новых автомобилях, но спрос был не так велик, чтобы оборудовать мощное производство, как, например, у компании Ford.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Требовались разные типы автомобилей: машины малой и средней грузоподъемности, легковые и так далее. Однако спрос на каждый тип был невысоким. Японцы научились работать по-новому: производить много моделей каждого типа автомобиля при низком спросе.

Стартовая точка в Lean философии — ценность для клиента. Поэтому все, что не прибавляет ценности, по мнению бережливого производства, — это потери, которые необходимо устранить.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Главные задачи промышленного производства по Lean это:

  • сократить затраты как финансовые, так и трудовые;
  • уменьшить сроки изготовления продукции;
  • сократить производственные и складские площади;
  • гарантировать поставку продукции заказчику;
  • обеспечить максимальное качество при определенной стоимости или минимальную стоимость при определенном качестве.
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

С производством более-менее понятно. А как применить данный подход в IT-сфере, а конкретнее, при разработке стартапов?

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Lean применительно к стартапам

Цели, применяемые в методологии Lean к стартапам, такие же, и основываются на принципе бережливости. Основная задача — не тратить огромные силы и деньги на разработку избыточных частей проекта. Стартап по философии Lean нацелен быстро выдать первую версию минимально жизнеспособного продукта (Minimum Viable Product, MVP), который позволит получить обратную связь от пользователей. Благодаря такому методу становится понятно, в чем именно заинтересована целевая аудитория и за что она готова платить.

При разработке в качестве ориентира выбирается реальный спрос, нацеленный на потребителя. Такой подход помогает снизить количество опасностей, которые могут поджидать стартап.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
  • Неработающий бизнес-план. Потому что Lean строит бизнес-модель в процессе разработки продукта и выбирает только то, что действительно работает.
  • Перепроизводство или избыточный функционал. Когда команда стартапа увлеклась и реализовала функционал, который оказался не востребован конечным пользователем. С Lean риск такой проблемы снижается.
  • Ожидания и согласования. Не будет ситуации, когда согласования не заканчиваются, а работа над продуктом все никак не начинается.
  • Избыточные этапы. Не будет чрезмерного тестирования и доведения до идеала, которые в итоге приведут к неизбежной отсрочке по выпуску продукта.
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Как же работает Lean startup

Lean startup базируется на принципе «создать-оценить-научиться» и состоит из четырех этапов:

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
  1. Идея.
  2. Разработка и запуск MVP.
  3. Сбор данных и оценка результата.
  4. Обучение — доработка функционала.

Рассмотрим каждый этап отдельно и на примере конкретного стартапа.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Идея

Появляется идея стартапа, которая способна закрыть потребность пользователей. По исследованиям CB Insights, 42% стартапов проваливается из-за отсутствия рыночного спроса. Предприниматели теряют месяцы и годы, чтобы в итоге понять, что продукт никому не нужен. На этот момент стоит обратить внимание.

Рассмотрим пример онлайн-школы изучения английского языка Skyeng. В России конкуренты по дистанционному изучению языков были небольшими и являлись посредниками между учениками и преподавателями, следовательно, они не могли контролировать качество обучения. Создатели Skyeng решили разработать онлайн-платформу, где ученики могли бы искать преподавателей, оплачивать уроки, делать домашние задания и следить за своим обучением. Следовательно, Skyeng хотели не только создать место, где можно изучать язык, но следить за качеством предоставляемых услуг.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Другой стартап — сервис для путешественников App in the Air. Создателям пришла идея разработать приложение, которое станет персональным ассистентом по полетам. Целевая аудитория — западный рынок, т.к. на момент запуска стартапа там было больше пользователей смартфонов и больше перелетов у граждан. Сервис должен собирать статистику путешествий, предоставлять информацию о рейсах, сообщать об изменении расписания, помогать людям ориентироваться в незнакомых аэропортах и рассылать автоматические SMS близким о прилете.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Разработка и запуск MVP

На основании идеи создается продукт с минимальным набором функций, но которым уже можно пользоваться. Minimum Viable Product (MVP), как определяет Фрэнк Робинсон, — это результат «синхронной разработки». То есть развивается продукт и одновременно исследуется реакция целевой аудитории на него. Таким образом при минимальных затратах собираются данные о том, как пользователи взаимодействуют с продуктом.

Часть известных стартапов начинали развитие идей с MVP. Это позволило протестировать гипотезу, «прощупать» рынок, собрать базу потенциальных клиентов, убедить инвесторов в состоятельности своей идеи. А уже после всего перечисленного улучшать продукт — расширять функции и усиливать успех.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Продолжим рассматривать историю стартапа Skyeng. На создание большой платформы со всеми задумками у основателей не было финансовой возможности. Поэтому начали с сайта, где ученики могли найти преподавателя. Позже создатели поняли: надо развиваться быстрее, чтобы обойти конкурентов, и привлекли инвестора. С помощью финансовых вложений разработали MVP — первую платформу VimBox, которая могла координировать клиентов, составлять расписание занятий и обрабатывать платежи.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Создатели App in the Air тоже нашли инвестиции для MVP. Первая версия приложения была только на iOS. Позже, когда стало известно, что у большой части целевой аудитории Android, сделали приложение и под эту систему. Главные функции в начале — это отслеживание статуса полета, информация о задержках рейса и советы в аэропортах.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Сбор данных и оценка результата

На качество продукта влияет как время разработки, так и поведение людей: какие-то факторы положительно, а какие-то отрицательно воздействуют на их взаимодействие с продуктом. При помощи систем аналитики оценивается обратная связь первых пользователей. Например, какие функции являются удобными, а какие нет, на что пользователи обращают внимание, что пропускают, а в каких местах взаимодействие вызывает вопросы.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Снова посмотрим, как этот этап сработал на примере Skyeng. Создатели сделали MVP, дали попробовать учителям и выяснили, что им работать на платформе не очень удобно. Также внимательно изучали поведение пользователей и искали каналы, по которым эффективней всего приходили ученики. На этом этапе главные помощники стартаперов —  системы аналитики.

Создатели App in the Ai тоже отмечают, что реальная жизнь стартапа началась с выпуска продукта и сбора обратной связи. После релиза все силы стартаперов были направлены на то, чтобы проанализировать поведение пользователей и узнать первые отзывы о приложении.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Обучение — исправление ошибок, доработка функционала

На основе проанализированной информации добавляется новый функционал, исправляются ошибки, намечаются перспективы развития продукта. При работе по методу Lean команда разработчиков быстро запускает рабочий прототип, получает обратную связь и начинает новую итерацию. Благодаря такому подходу получается продукт, который заинтересует конечного потребителя.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

И снова вернемся к Skyeng. На основе полученных данных создатели поняли, что нужно улучшать на платформе. Так появились личные кабинеты у учеников и учителей, виртуальное расписание, контроль оплаченных уроков. Потом создатели с помощью методиста разработали словари, контент и обучающие материалы, то есть стали модернизировать сами уроки на платформе. Все развитие стартапа шло по следующему пути: создали — запустили — собрали обратную связь — добавили улучшения — снова собрали обратную связь — добавили новые функции. Позже появились мобильное приложение и сервис для изучения английского языка по субтитрам к сериалам. Сейчас это уже не стартап, а полноценная компания, которая продолжает расти, развиваться и создавать новые сервисы.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Создатели App in the Air тоже добавляли новые функции на основе аналитики поведения пользователей. Дальнейшее развитие проекта построили, целясь в авиагиков. Тех, для кого полеты — это своего рода игра. Приложение показывало статистику перелетов, формировало доску соревнований между пользователями, давало награды за определенные достижения. Своей сильной стороной App in the Air сделали сервис и поддержку. Многие функции предложили сами пользователи: интеграцию с календарем, push-уведомления о начале-конце регистрации и о посадке на борт. Создатели стремятся осуществить масштабную цель — дать пользователям доступ ко всем услугам по перелетам.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Так что же дает бережливое производство программного обеспечения

Здесь хочется поделиться цитатами из книги Мэри и Тома Поппендик. «Бережливое производство программного обеспечения» (в оригинале «Lean Software Development»).

Если вам по-настоящему нужно качество, вы будете контролировать условия с тем, чтобы предотвратить появление дефектов, а не устраивать контроль (или тестирование) после того, как факт имел место. Не бывает «наилучших методов», поскольку не существует процесса, который нельзя было бы усовершенствовать.


Засорение программных продуктов избыточными функциональными возможностями — это ленивый подход к маркетингу: «Мы не знаем, что может понадобиться пользователям, поэтому мы предоставляем множество функциональных возможностей в надежде, что пользователи сами найдут среди них то, что им нужно». Если дефекты постоянно выявляются во время финального тестирования, значит, тестирование проводится слишком поздно.


Пора отказаться от мифа, что архитектура программного обеспечения должна быть полностью определена до начала процесса разработки.

Заключение

Lean метод — это один из способов реализации IT-стартапов, и сегодня вы познакомились с его особенностями и этапами. Главный принцип «бережливого производства»: тестировать, внедрять и снова тестировать. Мы сторонники гибких методологий и за то, чтобы разработка продукта шла короткими итерациями и минимизировала временные, ресурсные и финансовые потери.

Загрузка статьи...