Натягиваем струны пока не лопнут: как построить уникальный концертный зал

Владимир Дашков, руководитель мастерской дизайна Stardust, рассказал «TechInsider» об опыте реализации проекта по проектированию сверхсовременного концертного зала, основанного на акустических принципах струнных музыкальных инструментов.
Натягиваем струны пока не лопнут: как построить уникальный концертный зал

Речь идет о доме культуры, в центре которого размещается большой театральный зал, вместимостью свыше 750 человек. У этого дома культуры, как и у многих подобных объектов в нашей стране, сложная биография. Разработку проекта начала одна организация, продолжила вторая, а дизайнеры из Stardust оказались третьими, и чтобы ничего не потерялось при «переводе», решили начать все с самого начала.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Для нас каждый заказ — это не просто проект, который нужно проработать и построить. Объект должен вызывать у посетителя бурю эмоций, а значит, ему нужно придать не только облик, но и характер.

С театральными залами все не так просто, у них есть своя особенная и уникальная функция. Можно сказать, что у них уже есть свой характер, а нам лишь нужно его раскрыть. Задача театра — погрузить посетителя в происходящее на сцене, заставить его чувствовать то, что переживает в тот момент актер или музыкант, а мы должны эти ощущения предсказать, визуализировать и дать им облик.

С первого же момента мы приняли решение — никакого классицизма. Несмотря на то, что мы находимся в Санкт-Петербурге и любим классическую архитектуру, этот театр располагается на дальнем востоке и является частью сверхсовременного комплекса. Пилястры и капители не подходят ему. Мы решили, что сделаем что-то действительно современное, изящное, гибкое и уникальное для России. Что будет ощущаться, как глоток свежего воздуха, в театральном дизайне.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Сначала мы начали размышлять о самом главном в дизайне — функции. У театра функция одна — передача эмоций с особенным характером. Вы, наверное, поспешите сказать, что на сцене главное — талант исполнителя. На что я отвечу так: талант исполнителя это всего лишь часть представления. Древние Греки, изобретатели театрального искусства, использовали на сцене маски, грим, пиротехнику, костюмы, специальные конструкции, чтобы погрузить зрителя в перипетию событий, разворачивающихся на сцене.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Откуда я знаю столько про театральный дизайн? Ответ на этот вопрос и смешной и немного печальный. Когда я учился на архитектора в Греции, имел крайне скромное финансовое положение. С первого курса университета и вплоть до олимпиады «Афины-2005» я работал в компании, которая проектировала и строила театры, музыкальные клубы и концертные площадки, и не просто работал дизайнером, а сам лично занимался строительством, сборкой звукового и светового оборудования, поэтому часто проводил все свободное от работы время за консолью звукорежиссера.

Одна из самых часто повторяемых фраз, которую я слышал от своих греческих коллег, звучит так: Εάν είναι όμορφο, θα παίξει όμορφα. В переводе это значит: если зал красивый, то и звучать он будет красиво. И это выражение нельзя недооценивать. Театральный зал - это закрытое пространство, оно во многом похоже на музыкальный инструмент. Звук в форме вибрации распространяется по залу, отражаясь от гладких жестких поверхностей и растворяясь в мягких рельефных контурах. Главный же и самый непредсказуемый фактор — сама аудитория. Ее количество и состав невозможно предсказать.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Это хорошо знали древние греки, которые строили зрительские места с явным инверсированным контуром под сидениями посетителей, с центром радиуса немного за сценой. Таким образом звук со сцены отражался не от аудитории, а от мрамора под ней.

Изучив помещение дома культуры, мы пришли к выводу что формы акустической гитары лучше всего решают поставленные стилистические и акустические задания, и выявляют характерность зала. После анализа конструкции этого инструмента, мы использовали радиусы стенок гитары и перенесли их пропорционально на стены зала. В итоге и стены, и акустические панели которые их покрывают, имеют мягкие контуры, а тыловая часть зала с любой точки отражает звуковой поток обратно к сцене и центру зала.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Для соблюдения чистоты звукового отражения мы создали два балкона, также в форме гитары. При этом второй балкон используется только для технического освещения. Не обошлось и без главного рефлектора над сценой и оркестровой ямой, без них невозможно добиться отражения звуков, исходящих от оркестра.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Вы, наверное, уже начали искать сходства между формами зала и гитарой, и вы наверняка обратили внимание на овальную конструкцию по центру потолка. В гитаре, как и в большинстве струнных инструментов присутствует отверстие, через которое и выходит созданное струнами звуковое давление. Для театрального зала, потеря звукового давления не всегда хороший феномен, особенно если не происходит активного усиления звука, но, как и в гитаре, большая часть желаемых и не желаемых отражений формируется именно в центре потолка зала. Овальная форма в центре — это инверсированный купол, который может поглощать побочные шумы и вибрации и в контролируемом порядке отражать звуковые волны, равномерно распределяя их по залу. Его форма и угол по соотношению к сцене сможет в реальном времени изменить акустические характеристики зала.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

На сегодняшний день, мы прорабатываем трехмерную модель этого зала в формате BIM (Building information modeling) вносим небольшие изменения и подбираем отделочные материалы.

Совсем скоро модель пройдет еще один акустический анализ, и мы начнем интегрировать системы вентиляции, отопления, пожаротушения, верхней и нижней театральной механики, а также подъемники оркестровой ямы.

Материал подготовлен совместно с мастерской дизайна Stardust Design