«Популярная механика» уже писала об аэрографии, с помощью которой можно превратить любой объект в произведение искусства. Но, как выяснилось, это не единственный метод.

«А чем ты сейчас занимаешься?» — спросил кто-то из коллег, зашедших к нам в редакцию, нашего иллюстратора Мурада Ибатуллина, водящего пером по электронному планшету. «Холодильник разрисовываю!» Коллега внимательно посмотрел на Мурада, поискал взглядом холодильник. «И где же он?» — «В студии!» Далее последовала немая сцена, после которой Мурад начал объяснять современные технологии иллюстрирования. Когда ситуация повторилась в пятый раз, он попросил редакторов написать об этом статью.

Веселенькая расцветочка

Началось все с того, что в редакцию «ПМ» обратилась компания Bosch с необычным предложением: превратить холодильник для детского дома в настоящее произведение искусства. Первым нашим предложением была аэрография, но после недолгого обсуждения она была отвергнута — Мурад объяснил, что у него нет опыта работы с этим инструментом. Вторая идея была даже интереснее — мы давно хотели написать о технологии, которая представляет собой серьезную альтернативу той же аэрографии. Большинство наших читателей наверняка с этой технологией знакомы: реклама на автомобилях, автобусах, витринах выполнена с помощью самоклеющейся пленки. А отличить рисунок на пленке от аэрографии можно только с довольно близкого расстояния.

Литая и каландрированная

Макет темы, названной автором «В облаках», был изготовлен полностью в электронном виде, затем мы обратились в компанию, которая специализируется на изготовлении пленочной рекламы, а заодно попросили раскрыть читателям некоторые хитрости. «Существует два основных класса ПВХ-пленок — литые и каландрированные. Последние прокатывают между горячими валками, они дешевле, но толще (80−100 мкм). Такие пленки менее эластичны, их клеят только на ровные поверхности, — объясняет директор компании Autotattoo Алексей Трескунов. — А вот если нужно оклеить, скажем, автомобиль — лучше воспользоваться литой пленкой. Она тоньше (50 мкм), эластичнее, хорошо повторяет форму сложных поверхностей и не отклеивается при перепаде температур. Кстати, именно такую лучше выбрать и для оклейки холодильника».

Вопросы защиты

После того как макет с помощью плоттера распечатали на специальной пленке компании 3M, сверху нанесли ламинат — прозрачную пленку для защиты от внешних воздействий. «Существует две основные технологии защиты — ламинация и лакирование. Лак практически не влияет на эластичность пленки, и именно эту технологию часто используют для защиты рисунков для автомобилей, — говорит Алексей. — Впрочем, можно и ламинировать. Важно, чтобы ламинат и пленка с рисунком были произведены по одной технологии — либо литые, либо каландрированные». Кроме того, мы выбрали пленку с так называемым «удаляемым клеем». Это означает, что если в будущем кто-то захочет снять ее с холодильника, то весь клеевой слой останется на пленке (для бытовой техники, автомобилей и стеклянных витрин этот вопрос актуален). С другой стороны, если вы не планируете в будущем удалять рисунок, можно выбрать пленку с «неудаляемым клеем» — она держится прочнее.

Наклейка

И вот рулоны с готовым рисунком у нас в студии. После снятия основы, защищающей клеевой слой, мастер компании Autotattoo прикладывает пленку к холодильнику и, выравнивая ее, начинает приклеивать специальным инструментом (ракелем). «Мне казалось, пленки клеят на воду, чтобы не было пузырей», — замечаю я. «Не всегда, — отвечает Алексей. — У других производителей — возможно, но пленки 3M клеят только на сухую поверхность. Оставшиеся следы влаги могут, например, зимой замерзнуть — образуется ‘вспучивание'. А пузырей не будет и так — в клеевом слое расположены микроскопические диагональные бороздки, по которым остатки воздуха можно выдавить к краям листа. Кстати, вот еще одна технология, которая сильно облегчает жизнь монтажникам: после снятия защитной основы пленку можно приложить к месту клеевым слоем, точно позиционировать и лишь затем приклеивать. Секрет — в технологии 3M Control Tac — стеклянных микросферах на поверхности клеевого слоя. Если не прикладывать определенной силы, пленку можно чуть сдвигать. Лишь точно ‘прицелившись', монтажник надавливает, сферы утапливаются в клеевой слой, и пленка прочно ‘садится' на место». Пока мы разговариваем, мастер доклеивает последний лоскут пленки. Холодильник готов! «Кстати, — улыбается Алексей, — у нас есть еще более прогрессивная технология: робот-аэрограф!» Что ж, когда у нас будет следующий холодильник, мы обязательно испытаем его в работе.

Статья опубликована в журнале «Популярная механика» (№11, Ноябрь 2007).