РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Апокалипсис в движении: Индейские технологии

Если попытаться определить основное направление режиссерской карьеры Мела Гибсона, то получится примерно следующее: каждый его следующий фильм получается более кровавым, чем предыдущий. Начиная со своей второй картины «Храброе сердце», за которую он был удостоен режиссерского «Оскара», Гибсон приобрел репутацию человека, снимающего жестокие фильмы и не очень заботящегося об исторической правде.
Тэги:
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Впрочем, приступая к новому проекту после крайне неоднозначных «Страстей Христовых», Гибсон говорил совсем о другом. «Я хотел сделать головокружительный приключенческий фильм с погоней, который будет каждую секунду держать зрителя в напряжении», — объяснял он. Так появилась история о том, как один индеец по имени Лапа Ягуара спасает свою семью накануне прихода конкистадоров.

Танцор из племени команчей

Мотивы движения и скорости стали для Гибсона ключевыми. «С самого начала практически все, что вы видите на экране, находится в движении, — рассказывает он. — Каждый кадр снят подвижной камерой, и внутри любого кадра тоже всегда происходит какое-нибудь движение». Даже актеров для фильма он подбирал, исходя из этого замысла. «Мы не ограничивались поиском людей с актерским опытом. Мы искали людей физически развитых, с телами атлетов или танцоров и обладающих большой выносливостью, — рассказывает агент по подбору актеров Карла Хул. — На пробах мы смотрели, как актеры двигаются, как они бегают». Самым разносторонним был исполнитель роли Лапы Ягуара, Руди Янгблад — отпрыск индейского племени команчей, он был бегуном и боксером, а также танцором и певцом. Актеров, по большей части непрофессионалов, набирали в основном в Мексике и других латиноамериканских странах, а также в США и Канаде. Многие прибыли на съемочную площадку из закрытых индейских общин и понятия не имели, например, о том, что такое гостиница. Другой важной задачей стало обучение актеров языку майя, на котором в наше время говорят только на полуострове Юкатан. Гибсон не хотел, чтобы его индейцы говорили по-английски. «Когда зрители слышат чужой язык, они способны полностью отключиться от своей реальности и втянуться в мир фильма», — говорит режиссер. Он нанял носителей языка, которые учили актеров произношению и правильным ударениям. Кроме того, всем участникам съемок раздали персональные MP3-плееры, на которых они могли вновь и вновь прослушивать свои реплики.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Город контрастов

«Я хотел перенести зрителей в то время, чтобы не сохранилось ни малейшего следа от XXI века», — говорит Мел Гибсон. Осуществить этот замысел на практике оказалось не так-то просто. Для съемок были нужны девственные, непроходимые тропические леса, площадь которых на планете стремительно сокращается. Но съемочной группе удалось найти участок джунглей неподалеку от мексиканского города Катемако.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Консультантом на съемках был профессор антропологии Ричард Хансен, который в течение нескольких десятилетий руководил археологическими экспедициями на местах крупнейших поселений майя. Интересно, что информации о городах майя сохранилось достаточно много, тогда как источников, повествующих о быте сельских жителей, практически не существует. Художник-постановщик Том Сандерс решил, что все сельские хижины будут выглядеть как часть природы — в противовес «каменным джунглям» и прямым углам большого города майя.

Декорации города майя были построены на поле из-под сахарного тростника в 45 минутах езды от города Веракрус. Это был очень амбициозный проект: здания и улицы в натуральную величину строили сто с лишним местных работяг. После того как новенький, с иголочки, город был построен, его безжалостно ободрали и потрепали, чтобы было видно, что цивилизация майя находится на последнем издыхании. Получился город контрастов: богатые дома, обсаженные пальмами, и потоки нечистот, стекающие в городские каналы. Пирамида была построена по образцу тех, что были найдены при раскопках древнего города Тикал, одного из самых больших городов майя. Индейцы, очевидно, и не подозревали о размерах киногрупп будущего: чтобы вместить актеров, статистов, съемочную группу и камеры, узкие ступени и проходы в пирамиде пришлось расширить на 20%.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Кроме полноразмерных декораций, для фильма были сделаны и миниатюрные макеты. Макет города площадью два на полтора метра, например, использовался для сцен, снятых с вершины пирамиды. Тэд Рэй, который занимался созданием спецэффектов для фильма, снимал панорамные кадры города на миниатюрном макете, подгоняя освещение и ракурсы под параметры «настоящих» съемок.

Каждому статисту — по паре ушей

В съемках массовых сцен в городе майя участвовало около 700 статистов. Поскольку Гибсон любит использовать много камер и стихийно снимать с разных ракурсов, каждый, кто находился на съемочной площадке, должен был быть в полном гриме и полной боевой готовности хоть сейчас появиться на крупном плане. И что это был за грим!

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Индейцы майя увлекались разнообразными телесными модификациями, которые играли роль статусных символов. Они вытягивали мочки ушей начиная с младенчества и втыкали в них кости и камни. Все актеры и статисты должны были наклеивать на уши специальные насадки из мягкого силикона, которые делались для каждого индивидуально и раскрашивались под цвет кожи. Кроме того, чтобы воспроизвести характерную форму головы индейцев майя, актерам подбривали волосы со стороны лба. Некоторые носили парики. Добавить к этому замысловатые татуировки и украшения из искусственного нефрита — и станет понятно, почему на съемочной площадке работали 120 гримеров. На момент начала работы над фильмом такого количества гримеров не было во всей Мексике; пришлось набирать студентов театральных, художественных и косметологических училищ и обучать их мастерству в ускоренном порядке. Гримировать статистов — мужчин, женщин и детей — начинали в час ночи; оператор и осветители подтягивались к семи утра, а съемки начинались не раньше одиннадцати, когда все статисты поголовно были облачены в костюмы.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Как снимать пожары

Для съемок «Апокалипсиса» Мел Гибсон и его оператор Дин Семлер выбрали цифровую камеру Genesis фирмы Panavision. Ее возможности они сполна оценили, приехав в Мексику: оказалось, что эта камера очень качественно снимает при освещении, которого было бы недостаточно для стандартной пленочной камеры.

Многие сцены картины должны были происходить в темноте, при свете костров, факелов или в зареве пожара. Камера Genesis вполне могла обходиться без дополнительного света, так что оператор получал возможность снимать где угодно, не ограничивая себя заранее приготовленными и подсвеченными ракурсами. Пригодилось это качество камеры и в джунглях, где из-за густой растительности темнеть начинает очень рано. «Мы могли снимать на час-два дольше, чем если бы мы работали с пленочной камерой», — говорит Дин Семлер.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Также на съемках очень пригодилась способность цифровой камеры снимать длинными планами — ведь пленочную камеру до сих пор приходится останавливать каждые десять минут, чтобы поменять катушку с пленкой. Кассеты же, которая используется в камере Genesis, хватает на 50 минут. «Это очень успокаивало, — говорит оператор. — И меня, и режиссера, и актеров». Мел Гибсон мог работать с актерами спокойно, не отвлекаясь, — ведь актерам-непрофессионалам действительно нужно было уделять много времени. Но больше всего создателей фильма покорила выносливость цифровой камеры. Три камеры Genesis, использованные на съемках, с честью перенесли высокую влажность, жару и перепады температур в джунглях.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Впрочем, для некоторых сцен в фильме использовалась и пленка. Например, во время съемок погони в джунглях, которая показана с точки зрения бегущих людей, бегунам-актерам вручили маленькие 16-мм камеры. Кроме того, несколько других погонь снимали на 35-мм камеру со скоростью 150 кадров в секунду. Тем не менее отличить, где пленочное, а где цифровое изображение, на экране практически невозможно.

Босиком по джунглям

«Мы не хотим, чтобы зрители выходили из кинотеатра, размышляя о спецэффектах. Мы хотим, чтобы их увлекла эта невероятная история», — говорит Мел Гибсон. На практике это означало, что в фильме «Апокалипсис» было очень мало компьютерной графики и большая часть эффектов была связана с необходимостью убрать из кадра все лишнее — например, тросы, используемые для страховки каскадеров. «Индейцы Латинской Америки практически не носили одежды, поэтому куда можно спрятать страховые ремни? И как спрятать тросы? Чтобы их убрать, нужны компьютерные эффекты», — объясняет Тэд Рэй. Другая область, в которой понадобились его таланты, — обувь. Индейцы на экране бегут по джунглям босиком, но актеры снимались в этих сценах в обуви. Обувь требовалось «стереть».

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Кроме того, для нескольких сцен были сделаны компьютерные дублеры живых актеров. «Я думаю, зритель может догадаться, где они фигурируют, — говорит Рэй, — потому что вряд ли кто-нибудь поверит, что мы сбросили одного из актеров в водопад». Одна из самых впечатляющих сцен фильма — человеческое жертвоприношение: человека тащат на вершину пирамиды и отсекают ему голову. Для этой сцены сотрудники студии Luma Pictures проделали кропотливую работу — они убрали из кадра голову игравшего жертву статиста и заменили ее смоделированным на компьютере обрубком, из которого била кровь. «Это была очень трудная задача, — говорит сотрудник Luma Pictures Джастин Джонсон. — Нам нужно было добиться соответствия движений настоящей камеры и компьютерных ракурсов, а затем незаметно интегрировать компьютерный материал и то, что было снято на натуре». Другой пример: сцена, в которой на героев летит град копий и стрел, была снята практически без использования реквизита; стрелы, копья и летящие булыжники были добавлены на студии Luma Pictures. Ну и наконец, для сцены в начале фильма сотрудники студии сделали цифровую бабочку и «вклеили» ее в пейзаж тропического леса.

Критики любят ругать фильмы Мела Гибсона за излишний натурализм; историки увлеченно подсчитывают допущенные им исторические неточности. Тем не менее его фильмы, практически целиком снятые на средства собственной продюсерской компании Icon, собирают большие залы и делают хорошие кассовые сборы. «Апокалипсис» был снят с мизерным по голливудским меркам бюджетом в $40 млн и окупил его в четыре раза в кинопрокате и на DVD.

Загрузка статьи...