Авиашоу в миниатюре: большие игры

Авиашоу в миниатюре: большие игры

JetPower выглядит как настоящее авиашоу: с демонстрационными полетами, толпами зрителей, экспозициями в ангарах и сотнями самолетов. Просто все очень маленькое…

Pаз в год в конце сентября, в 160 км от Франкфурта и 10 минутах езды от уютного немецкого городка с невыговариваемым названием Bad Neuenahr-Ahrweiler, на небольшой взлетно-посадочной полосе среди кукурузных и виноградных полей проходит шоу JetPower-2007 — общеевропейский слет представителей королевского вида авиамоделизма (и моделизма вообще) — реактивной микроавиации.

Найти взлетную полосу можно без проблем — уже в радиусе нескольких километров становятся видны реактивные самолеты, с ревом выписывающие в небе замысловатые пируэты. Если ориентироваться на них, то через некоторое время вы попадете на скошенные поля кукурузы, переоборудованные во временные автостоянки, а после небольшой будки КПП, где вам за Є10 продадут входной билет, очутитесь посреди двух ангаров, набитых до отказа разными модельными сокровищами. Сразу за ними начнется взлетная полоса с непрерывно взлетающими и заходящими на посадку реактивными моделями.

Пламенный мотор

Всего этого никогда не было бы, если бы лет двадцать назад немецкий инженер Курт Шреклинг не изготовил первый модельный турбореактивный двигатель. Собственно, поэтому стенды с турбореактивными двигателями попадаются на каждом шагу — их делают не менее десятка компаний. Лидеры — немецкие, английские и американские компании.

Хотя явный лидер виден невооруженным глазом — это германский JetCat. Двигатели этой фирмы стоят на большинстве самолетов, она, по некоторым оценкам, контролирует около 60% рынка модельных турбореактивных двигателей. Это стало возможным в первую очередь благодаря тому, что компания первой решила проблему автоматического запуска двигателей. Сейчас без этой функции продать двигатель практически невозможно.

Детали Детали Сенсация выставки — полностью готовая механика для двухосного вертолета Камова.

Что привлекает внимание на стенде компании JetCat и ее конкурентов — это готовые блоки, включающие турбореактивный двигатель и всю вертолетную трансмиссию с автоматом перекоса. Просто бери, вставляй в вертолет и лети. Такое внимание к винтокрылой теме диктуется не столько бумом на рынке моделей турбореактивных вертолетов, сколько попыткой двигателестроительных компаний расширить рынок своих продаж.

Тайваньские шасси для F-16 складываются по причудливой схеме. Впрочем, как и у настоящего самолета.

Тут же следует упомянуть и турбовинтовые модели. Практически каждый производитель как двигателей, так и сборных самолетиков имеет в своем арсенале турбовинтовую модель. Однако продажи, по сравнению с традиционными поршневыми моделями, идут вяло. Дело в том, что турбореактивный двигатель набирает обороты с ощутимой задержкой. В вертолетах с этим борются так: оставляя постоянными обороты двигателя, меняют высоту изменением шага винта. Примерно те же приемы используют и в большой авиации. Но в масштабах модельной авиации реализовать надежный и недорогой механизм изменения шага винта пока не удается. Вот и получается, что поршневая авиация гораздо более шустрая, чем турбовинтовая.

А западноевропейский аналог менее изящный, но зато в два раза более дорогой.

Вертолетная классика

В вертолетах скорости вращения винта гораздо меньшие, и с изменяемым шагом там все в порядке. Тем не менее каких-то особых преимуществ газотурбинные двигатели перед более распространенными поршневыми в вертолетах не дают. Зачем же их ставят, ведь они в разы дороже? Все дело в том, что большая модель с турбореактивным двигателем звучит и летает в точности как настоящий прототип. Наверное, поэтому на JetPower я не нашел ни одного турбореактивного вертолета для 3D-пилотажа, зато насчитал несколько десятков реактивных копий всевозможных вертолетов — от спасательных до боевых. Самый эффектный, на наш, безусловно, ангажированный взгляд, — Ми-24.

Турбовинтовой двигатель похож на перевернутый турбореактивный. Раскаленные газы из него попадают на лопатки турбины, через редуктор вращающей воздушный винт. Главное, что сдерживает распространение таких двигателей, — отсутствие надежного механизма изменения шага винта.

Мы насчитали сразу три модели в разной раскраске. В полете они и вовсе выглядят как настоящие, зависая на мгновение при взлете, чтобы, наклонясь вперед, стремительно рвануться в воздух. Корпуса и для Ми-24, и для Ми-8 делает немецкая компания HeliClassics. Присутствовавшие на слете моделисты заверили нас, что не позже чем через год Ми-24 этой компании появятся и в России.

Другой вертолетный хит тоже имел прямое отношение к России: немецкая компания Cad Modelltechnik Jung выставила на стенде действующую трансмиссию вертолета двухвинтовой схемы Ка-52 «Аллигатор». Дело в том, что трансмиссия двухвинтовой схемы чрезвычайно сложна, и делает ее, если не ошибаюсь, всего одна компания в мире — российская «Камов». Воспроизвести ее для турбореактивных модельных двигателей до сих пор никому не удавалось, несмотря на то что управляться такой вертолет должен легче классической схемы Сикорского. И вот, пожалуйста, серийная трансмиссия в сборе, включая автомат перекоса. Рядом, для особо требовательных, стоит точно такая же, но вся хромированная, как мотоцикл Harley-Davidson.

Пожалуй, самой эффектной частью шоу были полеты пар и даже одной тройки истребителей. Что они вытворяли в воздухе! Крутили синхронные фигуры высшего пилотажа, дымами чертили на небе причудливые фигуры, а в завершение два самолета нарисовали гигантское сердце, а третий пронзил его стрелой. Ожидается, что на следующем чемпионате мира парный пилотаж станет самой эффектной и сложной спортивной дисциплиной.

Я спрашиваю улыбчивого немца, сколько все это стоит. Только механика — Є4950. Плюс двигатель JetCat SPT5-H (Є4650), развивающий мощность 6 кВт при 175 000 об/мин. Если добавить сюда управляющую электронику и сервомашинки, то немец готов уступить мне все это за Є11 000. Впрочем, очередь за подобной экзотикой почему-то не выстраивается. Ответ стоит рядом — это почти готовый корпус вертолета Ка-52. А кому нужна механика без корпуса? Но в течение года ребята обещали отладить всю модель в сборе, и после этого Ка-52 начнут подниматься в небо. В том числе и в России.

Электронная начинка реактивных мини-самолетов на порядок сложнее электроники поршневых моделей. Это малая часть электронной начинки самолета, отвечающей только за управление в полете. В реальной модели можно найти блоки управления двигателем, пуском-выпуском шасси и сервисными системами.

Приключения электроники

Мы сидим в огромном ангаре, переоборудованном под пивную, и пьем пиво. Неожиданно прямо рядом с нами предприимчивые немцы натягивают экран, подключают проектор к ноутбуку и начинают презентацию радиоуправления ближайшего будущего, в автоматическом режиме определяющего незанятые частоты и работающего на них. Судя по тому, что все перестают пить пиво, — тема не просто актуальная, а животрепещущая. Понять можно — потеря модели ценой с малолитражный автомобиль из-за потери радиоуправления может надолго лишить сна.

Нам рассказывали про взрослого моделиста, бывшего летчика, плакавшего над вдребезги разбитой моделью МиГ-21, потерянной как раз по этой причине. По этой же причине практически все системы управления на реактивных моделях дублированы. Нам показывали даже стенд компании, специализирующейся на двухканальных радиопередатчиках — при помехах или пропаже сигнала в основном канале система тут же переключается на резервный канал.

Пилоты Пилоты Отдельный бизнес — фигурки пилотов. Так как модели довольно большие, фигурки очень натуралистичные, со специально сшитыми летными костюмами и тщательно изготовленными шлемами. Но самое интересное — это лица. Их по заказу делают как портреты реальных людей: либо владельцев моделей, либо пилотов больших реальных прототипов. Очень чудно бывает встретить у стенда с фигуркой пилота его двойника.

Недалеко демонстрировали прототип радиоуправления ближайшего будущего. На самолете в районе кабины устанавливается крошечная видеокамера, изображение с которой транслируется в проекционные очки на голове пилота, сидящего в кресле с авиационным джойстиком управления. Ощущение должно напоминать управление настоящим истребителем. Здесь ключевое слово «должно». Пока ни один самолет с такой системой на шоу не летал, поскольку еще не решена проблема с уже описанной выше системой пропажи сигнала, — ведь для телевизионного сигнала требуется более широкая полоса пропускания, чем для обычного радиоуправления. Демо-ролики, крутившиеся на стенде, были записаны в полетах, когда виртуального пилота в очках страховал второй пилот с традиционным радиоуправлением. Тем не менее мало кто сомневается, что через пару лет модели самолетов начнут оснащать такими системами.

Двойники Двойники Cеребряный чемпион мира по реактивным моделям Виталий Робертус и его запасная голова.

Кинозвезды

Безусловный хит этого года — видеосъемка с моделей. Рядом со взлетной полосой на развале с дешевыми пенопластовыми моделями торговали тайваньскими почти невесомыми цифровыми видеокамерами, сделанными на основе модулей для мобильных телефонов, всего по Є7! Крепишь скотчем, вставляешь карту памяти — и в полет. Компания Multiplex продавала даже специализированную модель с двумя электромоторами для любительской аэрофотосъемки — MovieStar. Всего за Є112. У этого самолетика есть совсем небюджетный тезка — турбореактивный вертолет MovieStar с подвешенной спереди, на гиростабилизированной платформе, Full HD видеокамерой Sony HDR-FX7, способной оперативно и профессионально снимать для телеканалов. Вертолет выполнен по необычной «голой» схеме, без всяких обтекателей, и управляется парой операторов: один «рулит» вертолетом, второй — видеокамерой. Кстати, MovieStar был чуть ли не единственным профессиональным экспонатом на выставке.

Младший брат реактивной авиации — электрический самолет с импеллером. Летает, кстати, очень даже шустро.

Детали

Однако бóльшая часть стендов была занята производителями разнообразных комплектующих для реактивных моделей. Пожалуй, самая распространенная запчасть — убирающиеся стойки шасси. Реактивные модели имеют немалый вес и приземляются на большой скорости, что создает повышенные нагрузки на шасси. Поэтому большинство стоек шасси снабжено настоящими амортизаторами и сложной пневматической или гидравлической системой выпуска. Надежность системы выпуска критична — «приземлить» без повреждений модель с невыпущенным шасси почти невозможно. Собственно, этим определяются и качество изготовления данного узла, и цена — до Є1000 за одну стойку. Особняком стоят стойки, копирующие сложную кинематику выпуска основного шасси МиГ-23 и F-16. Правда, изготавливает их тайваньская компания Skymaster, президент которой носит странное для китайца имя Антон. Несмотря на более сложную конструкцию, тайваньцы за свои изделия просят ровно в два раза меньше европейцев. А что, разве бывает иначе?

Самый причудливый пилотаж выполняется не на копиях, а на специальных спортивных моделях-тренерах.

Полеты

Ну и, собственно, то, ради чего мы приехали, — полеты. Они шли непрерывно с восхода до заката, очередная модель взлетала, когда предыдущая еще была в воздухе. Самыми неэффектными в полете оказались самые эффектные на земле модели гражданских пассажирских самолетов. Поражающий своими размерами в ангаре двухпалубный A-380 в воздухе ведет себя неотличимо от реального прототипа — плавно скользит и лениво закладывает виражи. Легко представить, что ты просто стоишь недалеко от какого-нибудь аэродрома. По той же причине не слишком захватывают и полеты копий вертолетов — вертолет как вертолет.

Самыми шустрыми в воздухе показали себя спортивные модели-тренеры с дельтовидным крылом, двухкилевым оперением и одним, часто установленным открыто, реактивным двигателем. Чего только они не выписывали в небе, носясь с ревом над кукурузными полями!

Хотя что такое тренеры по сравнению с точнейшими копиями реактивных истребителей: Су-27, F-15, F-16, F-4 Phantom, Rafale, МиГ-17, F-86 Sabre и, конечно, МиГ-29, который, на мой взгляд, копируется наиболее часто.

Секрет — в превосходной аэродинамике прототипа и, соответственно, модели, что нам, безусловно, приятно. Единственное, что сдерживает остальных поклонников этой машины, — двухдвигательная схема, существенно увеличивающая стоимость модели. Хотя мы видели много обходных вариантов, когда два сопла — это просто макеты, а между ними прячется единственный двигатель.

Редакция признательна Авиационному спортивному клубу «Русджет» и магазину ARF Models за помощь в организации поездки на Jet Power.

Статья опубликована в журнале «Популярная механика» (№11, Ноябрь 2007).
Понравилась статья?
Подпишись на новости и будь в курсе самых интересных и полезных новостей.
Комментарии

Авторизуйтесь или зарегистрируйтесь,
чтобы оставлять комментарии.