Будьте в курсе! Индия хочет тоже участвовать в создании и работе МКС. Зонд Mars Odyssey восстановлен после сбоя. Успешно стартовала американская миссия Dawn — и неудачей окончился российско-европейский эксперимент по спуску микрокапсулы Fotino с орбиты на тросе. В Воронеже испытывается новый ракетный двигатель. События, сообщения, происшествия — еженедельный дайджест от журнала «Новости космонавтики».

Марсоход Mars Science Laboratory проходит полевые испытания
Работоспособность аппарата Mars Odyssey снова в норме
Разработка рентгеновской обсерватории NuSTAR возобновлена после двухлетнего перерыва

22 сентября

Индия обратилась к России с просьбой включить ее в число стран, участвующих в строительстве и эксплуатации МКС. Однако вхождение ее в число стран-участниц проекта пока тормозится из-за несогласия других партнеров России по МКС.

Группа итальянских астрономов-любителей обнаружила шесть новых объектов в главном поясе астероидов между Марсом и Юпитером. Они располагаются очень близко друга от друга, в области размерами лишь 500−3000 м.

24 сентября

NASA прекратило финансирование создания прибора ChemCam для нового марсохода Mars Science Laboratory. Руководитель проекта ChemCam сказал, что работа завершена на 90%, однако перерасход средств уже составил 70%, и теперь специалисты должны будут завершить создание прибора на оставшиеся средства. В том же случае, если этих средств будет недостаточно, будет вестись поиск альтернативных источников финансирования.

Восстановлена работоспособность зонда Mars Odyssey, ранее перешедшего в «защищенный» режим и прекратившего выполнение научной программы из-за сбоя в работе бортовой аппаратуры.

NASA объявило о возобновлении работ по подготовке миссии Nuclear Spectroscopic Telescope Array (NuSTAR). Проект был заморожен около года назад, когда в бюджете аэрокосмического ведомства не нашлось на него денег. В бюджете на 2008 финансовый год такая строка появилась, и работы возобновляются. Запуск NuSTAR запланирован на 2011 год.

В воронежском КБ химической автоматики (КБХА) проведены контрольные испытания двигателя РД-0124, предназначенного для огневой ступени УРМ-2 РН «Ангара». Эти испытания стали первым шагом на пути подготовки к огневым испытаниям УРМ-2, которые запланированы на первую половину 2008 г.

25 сентября

По данным информационно-аналитического центра системы ГЛОНАСС число работающих спутников в системе снизилось до 7. Доступность сервисов глобальной навигационной системы ГЛОНАСС вернулась на уровень 5,4%. К концу Дня работа спутника была восстановлена.

Микрокапсулу ESA Fotino с первыми результатами экспериментов на спутнике «Фотон-М» №3, который находится на орбите с 14 сентября, начали спускать из космоса на Землю на специальном 30-километровом тросе. Опыт закончился неудачей: «Фотон-М» находился во время проведения эксперимента на орбите с высотой 260−300 км. Трос с микрокапсулой развернулся лишь на 8 км, в связи с чем она не вошла в атмосферу. По последним данным, Fotino находится на орбите и постепенно снижается. К определению местонахождения микрокапсулы привлечены специалисты и средства «Росаэронавигации».

26 сентября

Завершен 12-суточный полет аппарата «Фотон-М» № 3. Спускаемый аппарат совершил мягкую посадку в 170 км южнее Кустаная (Казахстан), рядом с капсулой приземлился вертолет поисково-спасательной службы. За время полета на борту аппарата было проведено более 70 экспериментов. Большинство из них были успешными.

Завершен полет грузового транспортного корабля «Прогресс М-60». Двигатели корабля были включены на торможение, он сошел с орбиты и сгорел в плотных слоях земной атмосферы. Несгоревшие обломки затонули в пустынных районах южной части Тихого океана.

27 сентября

В 15:34 по московскому времени с мыса Канаверал осуществлен пуск ракеты-носителя Delta-2 с автоматическим зондом Dawn на борту. Миссия Dawn, рассчитанная на восемь лет, должна приоткрыть некоторые тайны формирования планет. Космический аппарат станет первым аппаратом, который будет вращаться на орбите объекта в поясе астероидов и первым, который будет вращаться вокруг двух космических тел. Завершить миссию планируется в июле 2015 года.

Казахстан оценил ущерб от падения российской ракеты-носителя «Протон-М» в 1 млрд. тенге (8 млн. долларов). Ракета с японским спутником связи JCSat -11 после неудачного старта 6 сентября с космодрома Байконур упала в Карагандинской области Казахстана, в 40 км юго-западнее города Жезказган.

По данным информационно-аналитического центра системы ГЛОНАСС, в системе одновременно работают 9 спутников из 17 развернутых. На техобслуживании находятся 3 аппарата, 1 ожидает ввода в систему, 4 — вывода из нее. Доступность сервисов ГЛОНАСС составляет 23,2% (на широтах России — 28,9%), продолжительность максимально возможного в идеальных условиях перерыва в навигации составляет 9,94 часа (7,37 часа).

Специалисты ESA продолжают расчеты, которые помогут определить местонахождение на орбите космического аппарата Fotino, посадку которого не удалось осуществить.

«Новости космонавтики»