Лунный полярник: Вода среди вечной тьмы

По равнинам Марса путешествуют сразу два вездехода – Spirit и Opportunity, – между тем на Луне нет ни одного работающего аппарата. Согласитесь, это несколько странно: Луна находится к нам гораздо ближе и, несомненно, не менее интересна для изучения. Ученые намерены устранить данное несоответствие.
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Ученые из университета Карнеги-Мэллон создали прототип нового лунохода Scarab, способного уверенно передвигаться по пересеченной местности в условиях низкой гравитации, а также отбирать образцы породы с помощью небольшой бурильной установки.

Двигаться по поверхности Луны довольно сложно, особенно если вы занимаетесь поиском замерзшей воды, которая могла сохраниться в тех уголках спутника, где никогда не восходит Солнце, а именно — в кратерах, расположенных в полярных областях Луны. Нередко дно таких кратеров постоянно остается в тени. Такие области представляют особенный интерес, поскольку в них должны были сохраниться они остатки многочисленных комет, столкнувшихся с Луной за время ее существования. И новый луноход непременно должен будет их исследовать.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

В условиях почти полного отсутствия света солнечные батареи — традиционный источник питания для исследовательских вездеходов — окажутся совершенно бесполезны. Вместо них Scarab оснастят миниатюрным радиоизотопным генератором. Аппарат спроектирован крайне экономично: ему потребуется примерно столько же энергии, сколько потребляет обыкновенная лампочка мощностью в 100 Вт. Для ориентировки в условиях практически полной темноты Scarab будет использовать набор низкоэнергетических лазерных сенсоров. Что касается скорости движения, она составит порядка 10 см в секунду — не так уж и мало, если учесть, что аппарату придется прокладывать путь в условиях нулевой видимости.

Для достижения наибольшей экономичности луноход нужно делать как можно более легким. С другой стороны, он должен быть достаточно тяжелым для того, чтобы его бурильная установка смогла успешно прогрызать дырки в лунной породе. Согласно мнению проектировщиков Scarab, оптимальным компромиссом между этими противоречивыми требованиями является вес в 250 кг — именно такой массой обладает их луноход.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Работы по проектировке лунохода Scarab ведутся с начала марта. Полевые испытания робота, предполагающие движение в абсолютной темноте, должны начаться ближе к концу года. Разработчики Scarab также заявили о своем намерении побороться за приз размером в 20 миллионов долларов, учрежденный компанией Google за доставку на Луну первого частного лунохода.

Впрочем, большинство специалистов вообще высказывают сомнения в реализуемости предлагаемого Google проекта. По их мнению, больше он напоминает банальную PR-акцию — об этом читайте: «Космическое надувательство?».