Финляндия известна не только рыбалкой и сауной. Эта страна — ведущий производитель высококачественной журнальной бумаги. Именно на финской бумаге напечатаны большинство европейских (и российских) глянцевых журналов. В том числе и «Популярная механика».

Мы стоим на крыше одного из зданий и смотрим на типичный финский пейзаж — с одной стороны лес, с другой — река. Между ними — корпуса фабрики Myllykoski Paper. Над крышами торчит множество труб, из которых идет белый дым. «А как же экология?» — спрашиваю я. «Это чистый водяной пар, — с гордостью отвечает Джуни Каллио, директор по работе с клиентами. — В Финляндии очень строгие экологические нормы. В речке, откуда мы забираем и куда возвращаем воду, даже водится форель!» Для производства бумаги требуется много воды, поэтому Myllykoski, производящая бумагу уже более ста лет, расположена на реке — слово koski в ее названии (как и у многих других фабрик) означает «мельница».

Вначале было бревно

Первым предшественником бумаги считают папирус и его разновидности. Переплетенные, склеенные и спрессованные полосы из стеблей или коры различных растений шлифовали еще за 3000 лет до н.э. Бумага в ее почти современном виде появилась в Китае на рубеже нашей эры. «С тех пор технология производства бумаги принципиально не изменилась, — объясняет Джунас Ярвинен, директор по технической поддержке клиентов еще одной крупной финской бумажной фабрики M-Real. — Ну, разве что почти весь ручной труд теперь взяли на себя машины».

Как и тысячи лет назад, производство бумаги начинается с древесины. Специальный погрузчик разгружает прибывшие на фабрику лесовозы с длинными бревнами. Эти бревна поступают на конвейер машины, которая превращает их в баланс — небольшие отрезки чуть больше метра длиной, — а затем отправляет в другой цех, где его загружают в корообдирочный барабан — огромную «стиральную машину» длиной в пару десятков метров с «непрерывным» процессом стирки. Из барабана баланс выходит уже без коры. Технология безотходная: ободранную с бревен кору отправляют в другой цех, где ее сушат и сжигают, получая электроэнергию, но в основном — пар, который позднее используется в процессе сушки бумаги.

Затем баланс направляют в мельницы, где жернова размалывают древесину в бумажную массу. Этот процесс происходит при высокой температуре и повышенном давлении — для лучшего извлечения волокон целлюлозы. Массу промывают, отбеливают перекисью водорода, а затем доводят до нужной консистенции. Полученная пульпа поступает в головной конец бумажной машины, где из нее делают бумажную основу (см. предыдущий разворот).

Рубашка для бумаги

Бумажная основа — уже практически бумага, однако она имеет ряд недостатков: не слишком белая, совсем не глянцевая, полупрозрачная и шероховатая. Да и качество печати на такой бумаге оставляет желать лучшего — типографская краска расплывается, как чернила на «промокашке». Поэтому, чтобы получить высококачественную журнальную бумагу, необходимо нанести на нее покрытие.

Покрытия могут быть различной толщины, их даже может быть несколько. Основу их составляют пигменты — обычно это карбонат кальция (мел, поэтому такую бумагу часто называют мелованной), оксид алюминия (каолин) или сульфат кальция (гипс). Кроме пигментов в состав покрытий входят связующие вещества, обеспечивающие прочное прикрепление слоя к бумажной основе.

Покрытие может наноситься на основу одним из двух методов. Первый — «пленочный», когда оно сначала наносится очень тонким слоем на валик, который затем прокатывается по бумаге. Второй — «ножевой», когда на бумагу наносится толстый слой покрытия, излишки которого затем снимаются специальным ножом. Каждый из этих способов имеет свои плюсы и минусы — пленочный, например, позволяет укладывать на основу очень тонкий слой покрытия, но повторяет крупные шероховатости бумаги, а ножевой обеспечивает их сглаживание, но слой получается толстым. Эти методы можно комбинировать — сначала пленочный, затем ножевой (именно так производится бумага M-Real Galerie Fine).

После нанесения покрытия бумагу сушат с помощью ИК-излучателей, а затем пропускают через каландры (горячие барабаны), то есть глянцуют. Готовую бумагу наматывают на приемные катушки. Каждую секунду самая большая машина фабрики M-Real производит бумагу для печати приблизительно трех журналов.

Будущее бумаги

Готовая бумага в M-Real имеет вид полотна шириной около 8 м. Понятно, что в таком виде использовать ее практически невозможно. Поэтому бумагу режут, одновременно наматывая на катушки нужной ширины — под заказ. После намотки катушки по специальному конвейеру поступают на участок упаковки, где ширину еще раз проверяют, рулон взвешивают, упаковывают, маркируют и отправляют на склад. Эти операции производятся без участия человека — все делают роботы. Вмешательство человека требуется редко — например, если рвется бумажное полотно. Тогда нужную часть машины останавливают и устраняют причину обрыва. Но происходит это, к счастью, достаточно редко — технология отработана самым тщательным образом.

Есть ли у бумаги будущее? Представители бумажных фабрик в этом уверены. «Пока что никакая информация в электронном виде не может заменить красиво напечатанный на хорошей глянцевой бумаге журнал, — утверждает Дэн Форсберг, директор по технической поддержке клиентов Myllykoski Paper. — Разговоры об ‘электронной бумаге' я слышу уже который год, однако пока она не конкурент обычной. Что будет с бумагой в будущем? Есть множество стран, где электронные носители еще не слишком распространены — например, Индия или Китай, — вполне возможно, именно они станут основными рынками сбыта журнальной бумаги лет через двадцать». И, подумав немного, Дэн с улыбкой добавляет: «В конце концов, мы всегда можем перейти на производство туалетной бумаги — ведь есть люди не перестанут никогда. Я даже не исключаю, что это будет более выгодно…»

Статья опубликована в журнале «Популярная механика» (№10, Октябрь 2007).