Растрясая автожиры: Революция в воздухе

Автожиры в какой-то степени оправдывают свое смешное название: подобно тучным людям, они перемещаются в пространстве слишком медленно. Однако есть надежда, что «толстяков» можно заставить летать со скоростью поршневых самолетов. Техасский изобретатель Джей Картер даже знает, как это сделать.
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Зоологам хорошо знакомо правило о том, что скрестить лошадь и осла можно, но их дети не будут способны к воспроизведению потомства. Причина — разное количество хромосом: у осла их 62, у лошади — 64.

Авиаконструкторы знают другое правило: скрестить самолет и вертолет теоретически можно, но тем не менее ни один из подобных «мулов» пока особым успехом не пользовался. Гибридный аппарат, вопреки первоначальной задумке, брал от своих родителей не только самое лучшее.

Но правила правилами, а некоторые из них удается нарушать. Всю вторую половину минувшего века самолеты с вертолетами не прекращали спаривать, а в XXI веке движение за выведение здорового «авиационного мула» как будто обрело второе дыхание. В авангарде армии авиаторов-селекционеров шагает техасский изобретатель Джей Картер. Многие уважаемые люди полагают, что недалек тот момент, когда этот авиаконструктор построит машину свой мечты — недорогой летательный аппарат, который, подобно самолету, будет покрывать приличные расстояния с высокой скоростью, а взлетать и садиться по-вертолетному — на любых ограниченных и неподготовленных площадках. Разработкой своего аппарата Картер с командой энтузиастов занимается уже около 15 лет, и за последнюю «пятилетку» достиг заметных успехов. Во-первых, Картеру удалось разогнать свой автожир с прыжковым взлетом до непривычно высокой для этого летательного аппарата скорости 270 км/ч и лететь на ней, расходуя вдвое меньше топлива, чем потребовалось бы вертолету. А во-вторых, Картер осуществил свою давнюю мечту: он первым в мире вывел винтокрылый аппарат на режим полета с числом m, равным 1, когда скорость горизонтального перемещения машины была равна скорости законцовки лопасти несущего винта относительно воздуха. Раньше скорость полета всегда была ниже скорости законцовки лопасти несущего винта.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Дорога к автожиру с крыльями

Хотя проектом крылатого автожира Джей Картер стал заниматься примерно в 1992 году, идея создания такой машины родилась в голове изобретателя намного раньше. Просто прежде для ее реализации у Джея не было достаточно денег.

С автожирами Картер познакомился еще школьником: его отец Джей Картер-старший тоже был конструктором и в качестве хобби конструировал автожир. Сын, разумеется, помогал отцу в столь захватывающем занятии, а когда построенный автожир наконец начал летать, Джей Картер-младший решил собственноручно построить новый аппарат, более прогрессивный в техническом плане. При постройке аппарата Джей использовал фюзеляж и лопасти из композитных материалов, маршевый винт в кольце... Джей не был уверен, что полеты на этом слишком передовом для своего времени аппарате будут безопасны, и композитный автожир ни разу по-настоящему не летал. Дело было в 1967 году. Снова к разработке передового автожира Джей вернется только через 25 лет.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

В промежутке между этими двумя событиями Джей закончил Техасский технологический институт и поступил на работу в компанию Bell Helicopter. Здесь он трудился над проектом Bell XV-15 Tiltrotor, который впоследствии привел к появлению военного конвертоплана Bell V-22 Osprey. Видимо, во время этой работы Джей и увлекся гибридной техникой. Видя недостатки конвертопланов, он стал мечтать о другой возможности объединения достоинств самолета и винтокрылой машины. Но вскоре Джей надолго расстался с миром авиации.

В начале 1970-х американское правительство начало борьбу с автомобильными выбросами. И Картеры, отец и сын, в духе времени создали миниатюрный паровой двигатель для автомобиля. В 1974 году разработка Картеров стала первым в США автомобилем, отвечавшим ужесточившимся требованиям Агентства по охране окружающей среды (EPA). Однако машина Джеев недолго приковывала общественное внимание: грянул нефтяной кризис, и экологичная, но далеко не экономичная машина Картера перестала считаться перспективной разработкой. Картеры занялись конструированием ветряных электростанций, и это дело оказалось довольно прибыльным. Вскоре Картер разбогател, но душа его продолжала рваться в небо.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

«Я хотел, чтобы в моей жизни появилось что-то, что наполняло бы ее смыслом. Мне нужна была причина, чтобы вставать в пять часов утра», — говорит Джей о том времени. Наконец, конструктор решился построить автожир с крыльями, о котором он давно думал. «Я сказал жене, — вспоминает Картер, — что мне понадобится пара лет и пара сотен тысяч долларов, чтобы заставить эту штуку летать. Каким же я был оптимистом!»

Но зато Джей получил то, о чем давно мечтал. Он вставал в пять утра, временами ночи напролет занимался разработкой своего детища. В нем он видел прототип популярного летательного аппарата будущего.

В погоне за скоростью

Цель Джея — создать устройство, которое при многих вертолетных достоинствах сможет летать втрое быстрее обычного гражданского вертолета и обладать в пять раз большей дальностью полета без дозаправок. Добиться этого Джей собирается за счет перевода своего аппарата с автожирного режима работы на самолетный по мере роста скоростей, когда крылья аппарата смогут обеспечивать достаточную подъемную силу.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Задача может показаться относительно простой, если забыть про несущий винт, который будет препятствовать движению аппарата на высокой скорости. Чем выше частота вращения винта, тем выше создаваемое им сопротивление полету, поэтому в автожире Джея Картера с ростом скорости ротор переходит на режим медленной авторотации. Пилот уменьшает до нуля углы атаки лопастей, и несущий винт теряет подъемную силу. «Снижение в три раза частоты вращения несущего ротора примерно в 27 раз снижает его сопротивление движению», — заявляет конструктор. При этом, чтобы лопасти сохранили управляемость и жесткость, Картер утяжелил их законцовки — это делает их постоянно «натянутыми», подобно рыболовной леске, к концу которой привязали грузило. Во время полета на своем экспериментальном аппарате в июне 2005 года пилоту удалось достичь скорости 270 км/ч, а также на несколько секунд выйти на режим полета с m=1, однако в тот же день аппарат пострадал при неудачном приземлении, что привело к окончанию серии испытаний.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Сейчас команда Картера занята строительством новых экспериментальных машин. В ближайшее будущее в небо должны взмыть двухместная и четырехместная модели. Первый летательный аппарат будет внешне и по конструкции напоминать предыдущий прототип, но летать чуть медленнее. Крыло станет больше — для устойчивого полета на высоких скоростях при замедленном вращении несущего винта. Четырехместная модель сможет лететь со скоростью 370 км/ч, но в дальнейшем Картер собирается представить еще более мощные версии. Например, 1200-сильную, оборудованную газовой турбиной, которая будет развивать скорость 480 км/ч. И это только начало: Джей Картер полагает, что в будущем его аппараты смогут летать со скоростью до 800−900 км/ч, но это уже предел: если лететь быстрее, то законцовки лопастей будут оказывать слишком высокое сопротивление.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Далеко не все специалисты верят в успех проекта Картера. Мартин Холлман, известный в Соединенных Штатах разработчик вертолетов, настроен скептически. «Главная проблема, — говорит он, — в лопастях несущего ротора. Слишком легкомысленно считать, что при полете на высокой скорости они будут спокойно молотить воздух, не создавая ощутимого сопротивления. Такой аппарат вряд ли когда-нибудь сможет стать серийным».

Озадачивает и вопрос безопасности. Как бы ни привлекали людей высокая скорость и экономичность автожира Картера, никто не будет летать на нем, если он проявит себя менее надежным, чем другие аппараты. Так что серийное будущее крылатых автожиров конструкции Джея Картера — Carter-Copter — пока остается под вопросом. Несомненно лишь одно: мир продолжит следить за разработками Картера с неподдельным интересом.