Записки заэкранья: Технологии iMAX

Для нового кино все было создано почти с нуля: пленка, камера, проектор и система звука.

Муха срывается со стены и летит прямо в лицо. Где-то внизу, как с обрыва, вижу головы других зрителей, но непривычно огромный, высотой с пятиэтажный дом, экран словно всасывает весь зал и меня. И я больше никого не замечаю. Муха летит прямо в мое лицо. Хочется отшатнуться. Это прописавшийся недавно в Москве первый кинотеатр IMAX (Image Maximum — «максимальное изображение»). Если это еще можно называть кинотеатром.

Кино с Луны

Казалось бы, велика премудрость: отодвинь проектор дальше, поставь лампу посильнее — и получишь большое изображение на экране величиной с футбольное поле. Но в том-то и дело, что при этом даже не успеешь подумать о качестве изображения: мгновенно сгорит пленка. Лампа мощностью в 15 киловатт прожигает даже доску. А если ее кварцевая колба случайно разобьется, вырвавшийся на свободу находившийся под давлением газ ксенон рванет с силой пехотной гранаты.

Как сказал «Популярной механике» первый вице-президент IMAX Лэри О’Ралли, если включить такой проектор на Луне, с Земли его свет будет виден невооруженным глазом. Для создания технологий, получивших в 1997 году «Оскара», канадской компании IMAX пришлось придумывать особые пленку, камеру, проектор, систему шестиканального звука (расстояние от динамика в правой части экрана до динамика в средней больше, чем от стены до стены в обычном кинотеатре), а также новую систему трехмерного изображения. Не говоря уж об архитектуре самих кинотеатров и возможности преобразовывать фильмы, снятые в привычном формате, в систему IMAX. И все для того, чтобы огромный (в московском кинотеатре — 18 на 22 м) экран стал широчайшим, почти заполнив всю область бокового зрения.

Поворот на 90 градусов

Сидя в московском кинотеатре Nescafe IMAX, я лишь иногда вспоминал о том, что не один в зале. Эффект присутствия был так силен, что даже без специальных очков, которые выдаются для просмотра 3D-фильмов, возникала легкая иллюзия трехмерности.

Для большего изображения нужна большая пленка. И ее кадр в десять раз больше по площади обычного 35-миллиметрового кадра и в три раза — 70-миллиметрового, используемого в некоторых широкоформатных стандартах (например, Cinerama 70 или Ultra Panavision 70). На пленке IMAX, прочность которой позволяет тащить на буксире грузовик, кадр развернут на 900 и расположен вдоль нее (имеет 15 перфораций в отличие от пяти — для 35-миллиметрового или восьми — для широкоэкранного фильма).

Проектор, которому за время одного 40-минутного сеанса документального фильма приходится перематывать около 4 км пленки, выглядит рядом с проектором обычного кинотеатра как слон. Но, находясь в рабочей комнате, посетитель видит только надводную часть айсберга: под полом расположены еще и огромный воздушный компрессор, трансформатор (аналогичный сварочному, только специально приспособленный для ксеноновых ламп) и водяной насос (для их охлаждения).

Живая петля

В конструкции проектора пришлось уйти и от традиционного «женевского» механизма протяжки пленки. «Женевец» цепляет и тянет вертикально закрепленную в аппарате пленку специальным зубцом и придерживает ее движение перед лампой проектора, поддерживая скорость 24 кадра в секунду. При этом следующий кадр фиксируется в немного другой позиции, заставляя изображение на экране слегка дрожать.

В проекторе IMAX применена система «катящейся петли» (rolling loop): пленка вводится горизонтально со специально-го, отдельного от проектора, устройства. Сделанные из магния, пять его тяжелых, тщательно отрегулированных относительно горизонта «тарелок» подают пленку в проектор. Каждый кадр фиксируется специальными направляющими напротив линзы и намертво «присасывается» после откачки воздуха из зазора. Такое движение пленки, напоминающее «хождение» гусеницы, позволяет делать изображение исключительно четким.

Не в бровь, а в глаз

Звук передается в зал по шести каналам: переднему левому, центральному, переднему правому, потолочному (над экраном), левым и правым «окружающими» (surround), — звуковая система разработана компанией Sonics Proportional Point Source, принадлежащей самому IMAX. Вся звуковая «картина» фильма (24-битное несжатое аудио) размещается на жестком диске компьютера. Звук обрабатывается на специальном пульте и направляется через цифровые эквалайзеры на 44 колонки, большинство из которых произведены Sonics/Bryston. Суммарная звуковая мощность достигает 12 кВт.

Однако рассказ о технологиях IMAX будет далеко не полным, если не сказать, что просмотр фильмов становится еще более реалистичным, когда они воспроизводятся в трех измерениях.

Известно, что каждый глаз человека видит собственную «картинку» и только их совмещение в мозгу создает ощущение объемности предметов. Компания IMAX создала камеру, два объектива которой, расположенные на расстоянии, примерно равном расстоянию между человеческими глазами, снимают действие на две пленки сразу, по-разному поляризуя изображение (отсекая при помощи фильтров часть спектра). Точно так же и проектор, установленный в кинотеатре IMAX, передает на экран два изображения с двух пленок. Зрителям выдают очки со стеклами, поляризованными так же, как линзы камеры, и каждый глаз видит свою часть происходящего на экране. «Сложенные» мозгом, две части воспроизводят объемную картинку. При этом в некоторых кинотеатрах — так называемых «куполах» (Dome) — полусферический экран занимает не только переднюю стену зала, но и часть потолка.

Под водой, в горах и в космосе

Для съемки фильма «Космическая станция 3D» («Space Station 3D») инженерам компании пришлось серьезно усовершенствовать технологию объемного изображения. Поскольку пространство и грузоподъемность корабля ограничены, астронавту Джону Грансфельду вручили камеру, записывающую две поляризованные картинки на одну пленку.

И миллионы зрителей получили возможность «оказаться» в космосе. Так же, как раньше, они вместе с экспедицией альпинистов забирались на высочайшие горы или с исследователями живой природы оказывались посреди стада африканских слонов.

Сегодня в 32 странах мира насчитывается более 230 кинотеатров IMAX. Вряд ли стандарт станет более массовым — IMAX обречен на очень узкую жанровую ориентацию, и без спецэффектов он теряет смысл. Смотреть психологические драмы на гигантском экране невозможно. Беседа двух персонажей, когда рот каждого превышает размеры футбольных ворот, выглядит странно. Да и репертуар пока скудноват: сейчас в Москве идет всего три документальных фильма — про альпинистов, слонов и спортсменов-экстремалов, адаптированные под IMAX мультфильм «Король-лев» и художественный «Аполлон-13». Несколько позже к ним присоединятся фильм-концерт «Роллинг Стоунз: По максимуму», «Матрица: Революция» и «Призраки бездны».