Космос: новости: 10-16 августа 2007 г.

Шаттл Endeavour прибыл на МКС с большой трещиной в обшивке. Возможно, его придется ремонтировать прямо на орбите. В сентябре будет запущен спутник дистанционного зондирования Земли нового поколения. Будьте в курсе! События, происшествия, сообщения: еженедельный дайджест от журнала «Новости космонавтики».

10 августа

Индия планирует уже в следующем году вывести на орбиту первый наноспутник массой до 100 кг. Такие аппараты будут предназначены для проведения научных экспериментов, создания «кластерных» орбитальных группировок и решения широкого круга прикладных задач. Первый наноспутник на базе новой платформы будет оснащен аппаратурой дистанционного зондирования Земли.

В 22:02 по московскому времени корабль многоразового использования Endeavour пристыковался к МКС. Стыковка прошла в штатном режиме, однако на фюзеляже шаттла обнаружена трещина размерами около 19 кв. см.

Китай ставит своей целью картографировать каждый дюйм поверхности Луны, заявил в пятницу руководитель китайской лунной программы Оуян Цзиюань (Ouyang Ziyuan). Аппарат Chang′e One будет запущен во второй половине 2007 года и сможет получать трехмерные изображения лунного рельефа.

11 августа

Члены экипажа корабля Endeavour Рик Мастраккио (Rick Mastracchio) и Дэйв Уильямс (Dave Williams) приступили к работе в открытом космосе. Выходные люки МКС были открыты в 20:28 по московскому времени. Плановая продолжительность выхода — 6 час.

12 августа

Во время работы астронавтов в открытом космосе по невыясненной причине отказал главный командно-контрольный компьютер американского сегмента станции. При этом немедленно включился дублирующий компьютер, а третий компьютер был выведен из спящего режима. В 02:45 по московскому времени выход в космос благополучно завершился.

13 августа

Члены экипажа шаттла Endeavour Рик Мастраккио (Rick Mastracchio) и Дэйв Уильямс (Dave Williams) вновь вышли в открытый космос. Выходные люки МКС были открыты в 19:32 по московскому времени. Плановая продолжительность выхода — 6,5 часов.

Корпорация Alliant Techsystems получила контракт NASA стоимостью $1,8 млрд. на разработку, создание и испытание первой ступени ракет-носителей Ares модификаций I и V. Предполагается, что эта ступень будет пятисгементной и твердотопливной, а вторая будет работать на жидком водороде и кислороде.

Как сообщило агентство Синьхуа, нарушение связи с кораблем «Шэньчжоу 5», на борту которого находился первый китайский космонавт Ян Ливэй, непосредственно угрожало его жизни. Об инциденте четырехлетней давности впервые стало известно только теперь. Прекращение связи с кораблем произошло при посадке, на этапе входа в атмосферу, и управлению пришлось вместо штатных радиолокационных средств использовать средства оптического визирования.

Обследование поврежденных термоизоляционных панелей на днище шаттла Endeavour показало, что брешь, образовавшаяся во время старта, затронула две панели на всю их глубину. Под угрозой разрушения оказываются мягкое наполнение межпанельного пространства и сам алюминиевый корпус корабля. Специалисты NASA должны срочно решить, будет ли проведена опасная попытка ремонта на орбите.

Успешные испытания системы передачи электроэнергии с МКС на шаттл позволили продлить миссию до 14-ти дней вместо запланированных 11-ти. Новая система позволяет перебрасывать электричество, вырабатываемое солнечными батареями МКС, на многоразовый космический аппарат для подзарядки его аккумуляторов.

14 августа

Астронавты Рик Мастраккио (Rick Mastracchio) и Дэйв Уильямс (Dave Williams) завершили работу в открытом космосе. Астронавты провели замену одного из четырех гироскопов, служащих для поддержания ориентации МКС, а также провели фотографирование трещины в теплоизоляционной обшивке челнока. На борт астронавты возвратились в 02:00 по московскому времени.

15 августа

В 03:44 по московскому времени с космодрома Куру во Французской Гвиане осуществлен пуск ракеты-носителя Ariane-5ECA (V177) с двумя телекоммуникационными спутниками на борту. На орбиту выведены американский Spaceway 3 японский ВSAT-3a.

Американка Барбара Морган (Barbara Morgan), ставшая первой учительницей, отправившейся в космос, дала с МКС урок детям из американского штата Айдахо. В течение 25 минут она отвечала на вопросы школьников. Она продемонстрировала им, как летит бейсбольный мяч в условиях невесомости, и как астронавты пьют воду, находясь в космосе.

Космический аппарат NASA Phoenix, запущенный к Марсу 4 августа, успешно завершил первую из шести корректировок курса. Зонд должен будет совершить посадку в районе северного полюса красной планеты 25 мая 2008 года. В данный момент скорость Phoenix составляет 33180 м/с по отношению к Солнцу. Первый маневр был осуществлен при помощи средних реактивных двигателей зонда, работавших в течении 17 секунд.

В Москве 3 ноября, в канун 50-летия запуска первого искусственного спутника Земли с собакой на борту будет установлен памятник собаке Лайке. Расположен памятник будет рядом со станцией метро Динамо, на территории, прилегающей к Государственному НИИ военной медицины МО РФ со стороны Петровско-Разумовской аллеи.

16 августа

Компания DigitalGlobe официально объявила о том, что запуск спутника ДДЗ нового поколения WorldView-1, планируется осуществить 18 сентября. По имеющейся информации, спутник рассчитан на получение снимков с разрешением 0,5 м при съемке в надир. WorldView-1 будет обладать рекордной на сегодняшний день производительностью — свыше 1 млн. кв. км в сутки.

Британская компания Surrey Satellite Technology (SSTL) получила контракт на разработку перспективного проекта «бюджетного» лунного орбитального зонда Magnolia. Как сообщает Space Daily, в рамках первого этапа, рассчитанного на 9 месяцев, предполагается разработать предварительную программу миссии.