15 апреля на судостроительных верфях Северодвинска торжественно заложена первая в мире плавучая атомная электростанция. В будущем подобные суда смогут полностью обеспечить энергией труднодоступные прибрежные районы нашей страны и позволят радикально решить проблему «северного завоза» — доставки топлива в энергодефицитные области Севера и Дальнего Востока.

Некоторые виды проекта Северодвинской ПАЭС малой мощности «Академик Ломоносов»
«Севмаш» — крупнейшее судостроительное предприятие России. Недавно с ее верфей на воду спущена новейшая АПЛ «Юрий Долгорукий» проекта 955 («Борей»)

Идея создания плавучих атомных электростанций (ПАТЭС) разрабатывается уже довольно давно. Российские конструкторы имеют большой опыт в сфере создания компактных ядерных реакторов для подводных лодок и ледоколов — ничто не мешает им поставить уже готовый реактор на плавучую платформу и получать из него электричество. Для труднодоступных регионов Севера и Дальнего востока, испытывающих острый дефицит энергии, подобные платформы были бы настоящим спасением. Долгое время соответствующий проект существовал на бумаге, и вот недавно «Росэнергоатом» принял решение о запуске.

Согласно утвержденному плану, к 2015 г. Россия должна обзавестись флотилией из 7 ПАЭС мощностью от 70 до 400 МВт. Большая часть из них будет создана на базе мощных реакторов для атомных подводных лодок. Хотя первое судно, построенное в рамках проекта, будет обладать довольно скромными характеристиками: плавучий атомный энергоблок «Академик Ломоносов», заложенный в минувший понедельник, имеет проектную мощность в 70 МВт и собственное электропотребление 4−6 МВт. И все же этого хватит на то, чтобы полностью обеспечить энергией завод «Севмаш» — крупнейшее судостроительное предприятие России, находящееся в Северодвинске. При этом около 20% вырабатываемой электроэнергии будет передаваться на нужды города. По расчетам специалистов, плавучая электростанция стоимостью более 200 млн. долларов должна окупиться всего за 7 лет — при сроке эксплуатации в 40 лет.

«Академик Ломоносов» будет оснащен двумя реакторами КЛТ-40С, использующимися на отечественных атомных ледоколах. Станция спроектирована как несамоходное судно размерами 144х30 м и водоизмещением в 21,5 тыс. т. Станция использует дополнительную береговую территорию площадью 0,8−1,5 гектар и акваторию в 3−6 гектар.

Строительство ее должно быть завершено к 2010 г. Представители «Росэнергоатома» подчеркивают, что «Академик Ломоносов» будет абсолютно безопасен для окружающей среды: за долгие годы эксплуатации на атомных ледоколах, реакторы КЛТ-40С зарекомендовали себя как очень надежные и эффективные устройства. Сама платформа будет обладать множеством систем радиационной защиты, а также изрядным запасом прочности — в частности, она сможет успешно противостоять землетрясениям до 8 баллов по шкале Рихтера и ветру силой до 45 м/с.

Кроме выработки электроэнергии, плавучие атомные реакторы можно будет использовать для опреснения морской воды. Это применение особенно актуально для островных государств Тихоокеанского региона. По данным «Росэнергоатома», новой разработкой уже заинтересовались более 12 стран. До 2015 г. будет выстроено еще 6 подобных станций для Чукотки и Дальнего Востока.

Читайте подробную статью о плавучих АЭС: «Атомный поплавок» и о впечатлениях главного редактора «Популярной Механики» от посещения атомного ледокола «50 лет Победы»: «Ледовый исполин».

По сообщению РИА «Новости»