С глобальным потеплением можно справиться при помощи искусственных облаков, производить которые будут автономные плавучие «облачные фабрики», питаемые энергией ветра.

Модель плавучей «облачной фабрики»: судно 20 м в длину и роторы высотой 20 м
Стивен Солтер демонстрирует, как будет работать распылитель влаги, генерирующий облака
Ротор Флеттнера так и не нашел массового признания, хотя суда, движущиеся «на цилиндре» вполне успешно бороздят моря

Смелую идею озвучил профессор Джон Летэм (John Latham) из Манчестерского университета. Таким образом можно увеличить количества солнечного тепла, которое отражается от облаков и уходит обратно в космос. По расчетам исследователя, для компенсации парникового эффекта, обусловленного выбросами углекислого газа, отражательную способность облачного покрова достаточно увеличить всего на 3%. Достичь этого можно, создавая искусственные облака там, где они в данный момент отсутствуют. В этом помогут автономные плавучие фабрики, вырабатывающие облака из морской воды при помощи ветряных генераторов. Кстати, благодаря морской соли, искусственные облака будут обладать несколько большим альбедо (отражающей способностью) нежели обыкновенные тучи, сконденсировавшиеся из чистого водяного пара.

Примерно четверть поверхности мирового океана закрывается низкими слоисто-кучевыми облаками, при этом существуют области с явно пониженной облачностью — там-то и должны курсировать фабрики-яхты. С помощью нехитрых устройств они будут превращать забортную воду в мелкий капельный аэрозоль, то есть обыкновенный туман.

Стивен Солтер (Stephen Salter), известный своим проектом по созданию поплавкового опреснителя, предложил использовать для движения яхт роторы Флеттнера. Это остроумное устройство, изобретенное Антоном Флеттнером (Anton Flettner) еще в первой половине XX века — высокие вращающиеся цилиндры, установленные на палубе наподобие очень толстых мачт или просто высоких труб. Если вращающийся ротор обдувается ветром, на него начинает действовать сила, перпендикулярная потоку воздуха. Там, где цилиндр, вращаясь, движется навстречу ветру, скорость обтекания поверхности будет выше, чем с противоположной стороны, где цилиндр и ветер двигаются в попутном направлении. Разность скоростей обтекания означает разность давлений (со стороны большего движения давление будет пониженным, с другой — повышенным), которая порождает движущую силу ротора. Скорость движения судна можно регулировать, увеличивая или уменьшая скорость вращения, причем энергия, которая затрачивается на само вращение, оказывается в десятки раз меньше улавливаемой энергии ветра. Судно, оснащенное ротором Флеттнера, подчиняется всем правилам парусного мореплавания и может двигаться против ветра переменными галсами. По скорости оно сравнимо с обычным парусником, но управлять им гораздо легче — никакой мороки с парусами, шкотами и бом-брамселями, — для изменения курса достаточно просто повернуть штурвал, регулируя вращение роторов.

В плавучих «облачных фабриках» вращение ротора обеспечат горизонтальные ветроуловители. Они же будут снабжать электроэнергией системы управления и связи, а также установки по образованию тумана из воды. В сумме все это позволит сделать плавучие фабрики полностью энергонезависимыми и автономными судами — с их управлением легко справится автоматика, оснащенная спутниковой системой навигации.

По расчетам Летэма, для компенсации парникового эффекта необходимо превращать в облака примерно 500 м³ морской воды в секунду — с этим вполне справится флот из 1000 плавучих фабрик, полностью автономных и энергонезависимых. Приблизительная стоимость каждого такого судна оценивается в 2 млн. долларов: вся флотилия будет стоить два миллиарда, что, в общем, не так уж много, если учесть всю серьезность проблемы глобального потепления.

По сообщению ВВC