Говорим «автомобиль» и представляем себе именно 4-колёсное транспортное средство. Подавляющее большинство легковых машин имеют именно такую архитектуру, но почему?
Когда 3 мало, а 6 — уже много: почему у автомобиля 4 колеса

Автомобили «начинаются» с трех колес. Меньше — это уже мототехника или прочие «индивидуальные средства мобильности», к которым в наши дни можно отнести и самокаты, и Segway, и тому подобные устройства. Бывают машины и с шестью колёсами, и с восемью или более — возможна масса вариантов. Но всё же именно четыре колеса (рулевое и запасное в расчёт не берём) стали стандартом для легковых автомобилей в силу того, что это оптимальный компромисс между безопасностью и стоимостью, между надёжностью и эффективностью.

4 колеса — то минимальное количество точек опоры, которое гарантирует устойчивость и маневренность, а значит и безопасность во время движения. В истории мирового автопрома были и остаются примеры трёхколёсных автомобилей, у которых одно колесо было как спереди, так и сзади.

При этом в наши дни выпускаются 3-колёсные транспортные средства с расположенным сзади одним колесом — это и Morgan 3-Wheeler (на заглавном фото), и Polaris Slingshot, которые обладают достаточной по меркам такой компоновки устойчивостью, но всё же управление такими автомобилями требует изрядных водительских навыков, чтобы отреагировать в случае нештатной ситуации и не усугубить начавшийся занос.

Печальным примером того, как отсутствие одного из четырех привычных колёс может стать угрозой для водителя, пассажиров и окружающих, стал Reliant Robin. Необычный трёхколёсный автомобильчик с расположенным спереди одним колесом в России больше известен как один из постоянных героев шоу Top Gear, ведущие которого строили из Robin подобие шаттла, и играли на Reliant в футбол, и, конечно, переворачивали машину на ходу. Особых усилий это, увы, не требовало…

Таким образом четыре колеса, расставленные практически по углам автомобиля, обеспечивают оптимальную устойчивость (недаром у множества живых существ четыре лапы) и грузоподъёмность, которых хватает для легковых автомобилей. Пять колёс не нужны, поскольку особой роли дополнительное колесо не сыграет (помните про поговорку «нужен как собаке пятая нога»), а шесть колёс — излишнее усложнение конструкции для массового автомобиля.

К увеличению «поголовья» колёс конструкторы прибегают в ситуациях, когда необходимо увеличить грузоподъёмность — иллюстрацией тому служат грузовые автомобили и особенно военная техника, где счёт колёсам может идти на десятки. Чем больше колёс — тем больше может увезти автомобиль, чем больше колёс — тем меньше давление на дорожное полотно и, в том числе, лучше проходимость.

Иногда конструкторы могут наращивать число колёс эпатажа ради как в случае с пикапом Mercedes-Benz G63 AMG 6x6, а также ради получения преимущества в аэродинамике, если речь идёт о гоночной технике. Самое яркое доказательство тому — болид Tyrrell P34 для Формулы-1, где ради снижения лобового сопротивления вместо стандартных колёс поставили уменьшенные в размере, а чтобы покрышки выдерживали все нагрузки, количество колёс увеличили вдвое. Получилось как в известном монологе: «сзади большие, но два, а спереди маленькие, зато четыре». Конструкция оказалась достаточно сложной, но весьма эффективной и лишь прямой запрет в техническом регламенте на создание шестиколёсных машин поставил точку в интересных проектах для Формулы.

Как видите, ничто не мешает сделать легковой автомобиль и трёхколёсным, и шестиколёсным, но наиболее практичным вариантом по‑прежнему остаётся четырехколёсная архитектура, которая уверенно справляется с законами физики и не увеличивает затраты как на производство, так и на обслуживание машины. Когда в приоритете грузоподъёмность или желание произвести впечатление, то здесь можно отойти от общепринятого стандарта в ту или иную сторону.