История винного бокала: почему он увеличился в 7 раз

Возможно, вам уже известно, что за последние 300 лет винный бокал стал больше примерно в семь раз. Неужели это заговор, который заставил объединиться производителей вина ради общей цели? Совместно с платформой "Теории и практики» разбираемся в этом вопросе.
История винного бокала: почему он увеличился в 7 раз

История посуды для питья и в частности бокалов так же стара, как история алкогольных напитков. Самым ранним зарегистрированным типом «бокала» можно назвать обожженные глиняные кубки, которые были впервые использованы иберами еще в эпоху плейстоцена. Бронзовый век привнес в домохозяйства наших предков деревянные и бронзовые кружки, а в первые дни Римской империи императоры и сенаторы пили вино, используя серебряные, свинцовые и глиняные кубки с характерным декоративным оформлением в виде вьющейся виноградной лозы с листьями и почками.

Где-то между 500–600 г. н. э. появилась неглубокая чаша с тонкой ножкой, которая использовалась главным образом представителями высшего класса, тогда как низшие классы обходились керамическими кубками. Когда саксы вторглись в Англию в V веке н. э., они принесли с собой золотые кубки, покрытые драгоценными камнями, а также питьевые рога, осушить которые нужно было за один прием (иначе остатки напитка выливались на стол).

Прозрачные стеклянные чашки впервые стали использовать для употребления вина лишь в 1000-х годах. Однако уже к 1600-м годам у человечества не было недостатка в различных питьевых сосудах. Винные бокалы, какими мы их знаем сегодня, впервые были изготовлены во второй половине XVII века.

Все дело в стекле

Более 95% всех используемых в настоящее время бокалов для вина представляют собой большую чашу с ножкой и сходящимся ободом (диаметр обода меньше диаметра чаши) — появление именно этой формы напрямую связано с историей развития стеклодувного мастерства. Так что можно смело сказать, что все самое интересное началось тогда, когда было обнаружено, что стекло можно преобразовать в функциональные формы.

Самый старый зарегистрированный рецепт стекла датируется VII веком до нашей эры и был обнаружен в библиотеке ассирийского царя Ашшурбанипала. Рецепт гласит: «Возьмите шестьдесят частей песка, сто восемьдесят частей пепла морских растений, пять частей мела, разогрейте их вместе, и вы получите стекло». Самый замечательный аспект этого рецепта — в том, как мало с тех пор изменилось: при современном производстве стекла используется 75% песка, 20% кальцинированной соды и извести и 5% модификаторов.

Стеклянные чаши и сосуды были впервые изготовлены в Древнем Египте и Месопотамии около XVII и XVI вв. до н. э. Ученые считают, что они создавались путем заливки расплавленного стекла поверх глиняной формы — это грубая, но эффективная практика. Огромный скачок в качестве произошел около 200 г. до н. э., когда финикийцы изобрели стеклодувную трубку. Это был серьезный технологический прорыв, выдувная трубка и по сей день остается важнейшим элементом производства стекла. Выдувание позволяет производить более тонкую и безопасную обработку жидкого стекла, чем это возможно при примитивной технологии заливки.

вино

В Европе стекло стало модным во времена Римской империи, однако после ее падения и в течение всего Средневековья производство стекла в Европе пошло на спад и переместилось на Ближний Восток и в Азию. Все вернулось на круги своя примерно в XI веке благодаря венецианским торговцам, которые также отвечали за расширение виноделия в разных уголках Средиземного и Эгейского морей.

Венеция быстро стала центром производства стекла в Европе, но в 1291 году оно было «изгнано» на остров Мурано, так как считалось, что гигантские печи представляют опасность пожара для исторической Венеции. Венецианцы всерьез пытались удержать свою гегемонию, запрещая стеклодувам покидать Мурано и даже нанимая наемных убийц для выслеживания и казни беглецов. Примерно в XV веке стеклодувы Мурано произвели настоящий фурор, изобретя так называемое хрустальное стекло.

Хрустальное стекло — особенно твердый материал, изготовленный из дробленой кварцевой гальки рек Тичино и Адидже, протекающих из Швейцарских Альп в Северную Италию. Трудное для обработки, его ценили почти так же, как бриллианты, — в первую очередь за превосходные оптические качества, редкость и мастерство ремесленников, которые могли с ним работать. Высокий показатель преломления способствовал формированию ярких радуг при попадании света на стекло и превращал питьевые сосуды в ослепительные драгоценности. Конечно, позволить себе подобную роскошь мог очень ограниченный круг людей — как правило, это были представители правящих семей Европы и России.

Следующие значительные улучшения (после изобретения выдувной трубы) в чрезвычайно медленно развивающейся стекольной промышленности произошли в Англии XVII века. Во‑первых, распространение угольных печей увеличило температуру, при которой можно было плавить и обрабатывать стекло, что привело к созданию более толстых и прочных бутылок, способных выдерживать давление большого количества CO2. Как результат — революция в производстве шампанского, благодаря чему пузырьки стали характерной чертой вин региона.

Во-вторых, в 1673 году бизнесмен Джордж Рэвенскрофт, ища способ воссоздать муранский хрусталь, начал использовать кремень и добавил в смесь оксид свинца, чтобы смягчить стекло и предотвратить появление поверхностных трещин. Поскольку оксид свинца также увеличивает показатель преломления, Рэвенскрофту удалось достичь схожего эффекта переливов за меньшую стоимость. Предприниматель запатентовал свою формулу, однако, когда в 1681 году срок патента истек, производить стекло Рэвенскрофта начало порядка 30% заводов Англии. К 1800 году дворы Европы использовали свинцовый хрусталь, изготовленный не только в Англии, но и во Франции, России и Ирландии. Однако самым важным можно считать тот факт, что открытие Рэвенскрофта проложило путь для эволюции ножки и формы бокала.

Поскольку до начала 1900-х годов свечи были основным источником света в столовой, визуальное восприятие хрусталя на столе играло гораздо большую роль, чем сейчас. Свет, играющий в гранях бокала, сотни крошечных радуг, призматических вспышек и мерцаний создавали особую атмосферу за столом. Поднятие стеклянной чаши как можно выше позволяло уловить еще больше света, усиливая визуальные ощущения — так, повинуясь моде, ножка бокала «выросла» с примерно полутора сантиметров до 8 и даже выше.

В следующий раз на форму бокала повлияла разработка боросиликатного стекла Отто Шоттом в 1893 году. Благодаря добавлению бора стекло стало намного более прочным и долговечным — теперь мастера могли делать бокалы с еще более тонкими стенками и еще более высокими ножками. До 1900-х годов большинство конструкций стеклянной посуды имели расходящиеся ободы (чаша расширялась наружу, как у бокала для мартини), а сходящийся обод, как у современных винных бокалов, широко критиковался, поскольку требовал от любителя вина сильного наклона головы назад (иначе выпить до последней капли не получится). Однако по мере увеличения высоты ножек бокала производители посуды поняли, что сужение обода имеет три явных преимущества: это и уменьшение случайных разливов из-за меньшего размера чаши, и улавливание еще большего количества света за счет изгиба обода внутрь, и, наконец, сбор всех ароматов вина в центре бокала, что делает опыт наслаждения напитком совершенно особенным. Так что неудивительно, что бокалы со сходящимися краями стали общепринятой, непреложной нормой.

вино

Особенно важный момент в производстве стекла наступил в 1903 году, когда в Америке была разработана машина для автоматического выдувания стекла. С тех пор все бокалы для вина, кроме самого высокого класса (например, серии Zalto, Sophienwald и Riedel Sommeliers), производятся путем автоматизации. Но, пожалуй, из всех многочисленных этапов эволюции бокалов наиболее заметным был эстетический скачок, сделанный в 1950-х годах. Чаши бокалов до привычных современному человеку размеров увеличились сравнительно недавно — в 1958 году, когда компания Клауса Риделя произвела первый сортовой винный бокал для винограда «пино нуар». Чуть позже Ридель представил целую серию сосудов, которые были элегантны в своей простоте, в основном лишены орнамента и, что особенно важно, разнообразны. Это был первый случай в истории бокалов, когда емкость для питья была спроектирована так, чтобы подчеркнуть нюансы определенного сорта винограда. 

На вкус и цвет

Многие винные профессионалы считают, что размер и форма бокала влияют на вкус вина, но мало кто может объяснить, как именно. Теория языковой карты больше не является релевантной, потому что была опровергнута, но, к счастью, пока что никто не спорит с тем, что огромное значение для наслаждения вином имеет нос.

Классический эксперимент — заткнуть нос во время питья. Даже если вы далеки от дегустации, вы почувствуете, что вкус вина значительно приглушен, но стоит вам освободить нос после глотания, как вкус улучшается. Секрет — в ортоназальном обонянии — особом ощущении запаха, когда летучие пары вина попадают в нос изо рта. Однако не меньшую роль играет и вдыхание запаха через ноздри — и это именно то, что больше всего влияет форма бокала. Чем шире чаша, тем лучше «свободный полет» и восприятие летучих ароматов. Имеет значение и высота чаши, так как она определяет, насколько близко к вину располагается нос, ну, а ширина влияет на концентрацию летучих соединений. Широкая в основании чаша, увенчанная узким отверстием, как у классического бургундского бокала, усилит типично деликатные ароматы, такие как пино нуар. А вот сорт вроде каберне совиньон, с его более напористым букетом, лучше раскроется при более широком отверстии чаши бокала.

Наконец, своя роль есть и у каждой детали конструкции бокала:

  • База, или основание, возможно, самая легкая для понимания часть бокала — она гарантирует, что бокал не опрокинется.
  • Ножка бокала позволяет пьющему держать его, не касаясь чаши, ведь если вы держите бокал за чашу, вы рискуете нагреть вино температурой собственного тела, что плохо скажется на вкусе вин, которые нужно подавать прохладными или холодными. Удерживание бокала за ножку также отдаляет руки пьющего от края бокала. Руки обладают своим уникальным запахом, который усиливается при использовании ароматных мыл, лосьонов, кремов и парфюмерии: эти ароматы могут подавлять, маскировать или изменять ароматы вина. Так что дизайн ножки позволяет лишним запахам держаться как можно дальше от носа пьющего и в то же время контролировать бокал.
  • Чаша бокала, как правило, шире обода, что обеспечивает правильную циркуляцию вина при вращении бокала. Когда пьющий опускает нос в бокал после вращения, он вдыхает концентрированное количество ароматов прямо из стакана, что позволяет обнаруживать даже самые тонкие нюансы. Чем больше чаша, тем большую площадь поверхности может покрыть вино. Чем больше площадь поверхности, тем большее количество летучих соединений может быть выделено. Имейте в виду, что бокал для вина обычно не заполняют более чем на одну треть от общей высоты чаши: так обеспечивается надлежащее пространство для циркуляции.
  • Обод — это точка, где вино вступает в контакт со ртом пьющего. Чем тоньше ободок бокала, тем более плавный этот переход и тем больше человек может сосредоточиться на восприятии вина во рту и меньше ощущать сам бокал.

Все на красное!

Бокалы для белого и красного вина значительно отличаются в размерах, и в первую очередь это связано с температурами. Основные различия во вкусовых характеристиках красного и белого вин легко заметить, если выпить их при температуре 21 градус Цельсия один за другим из одинаковых бокалов для красного вина, а затем повторить эксперимент, выпив вина охлажденными до примерно 12 градусов Цельсия из одинаковых бокалов для белого вина. Поскольку вина имеют разные вкусовые характеристики, подача белого холодным замедляет испарение ароматических веществ, ослабляя их, что еще больше усиливает ароматы, позволяя доминировать фруктовым запахам.

Меньшие бокалы собирают менее доступные холодные ароматы ближе к носу, в то время как в случае более теплых красных вин большие чаши помогают улетучивать и окислять ароматы, характерные для вкусового профиля красного вина. Красные вина, поданные холодными, теряют большую часть своего аромата, потому что более низкая температура останавливает испарение, а бокалы для белого вина меньших размеров усиливают интенсивность вкуса. Исключение — старые красные вина, которые могут выиграть от подачи в бокале для белого вина.

Для игристых вин специалисты советуют выбирать бокалы с длинными узкими элегантными чашами. Канавки с травлением в основании бокала помогают формироваться пузырькам, которые не могут появиться на идеально гладкой поверхности. Если вы не видите пузырьков, бокал не протравлен. Также чем выше бокал, тем дольше сохраняются пузырьки: они несут ароматы в верхнюю часть бокала, закручивая игристое вино.

Крепленым винам, как правило, не нужны специальные бокалы, сладкие вина (например, сотерн или токайские) можно пить из бокалов для белого вина, а портвейны — из бокалов для красного. Единственные случаи, для которых следует всерьез рассмотреть возможность покупки специального бокала для десертного вина, — это чрезвычайно сладкие или концентрированные вина, такие как ледяное вино, редкие мускаты Резерглен, Трокенберенауслезе или очень старые мадейры.

Золотой век дегустации вин и внимания к бокалам начался примерно в 70-е годы. С тех пор фотографии, книги, новостные статьи, кинематограф, публичные дегустации и социальные сети навсегда закрепили общественное предпочтение большой чаши и длинной ножки винного бокала. Похоже, что бокал для вина достиг конечного состояния своего развития.

Материал предоставлен платформой «Теории и практики»