«Не должно множить сущее без необходимости» (принцип бритвы Оккама); «Достижение простоты — чрезвычайно сложная задача» (Леонардо да Винчи); «Все должно быть настолько простым, насколько возможно, но не проще» (Альберт Эйнштейн) — в начале октября такие лозунги можно было увидеть у входа в лондонский выставочный центр ExСel. А внутри дизайнеры Philips показывали, до какой степени им удалось упростить наше будущее.

Вся музыка в аудиосистемах будущего, возможно, будет систематизирована по уровню энергичности, чтобы мы в зависимости от настроения просто выбирали тип музыки. При увеличении громкости аудиосистема будет раздуваться в размере, словно динамик
А светильники смогут принять любой цвет: достаточно поднести предмет нужного цвета к специальному датчику
Солнце обеспечивает нас необходимой энергией для творчества, поэтому при закрытых окнах или вечером сложно заставить себя работать. Но в будущем нам на помощь может прийти искусственное солнце, которое даст дополнительный заряд энергии и поможет контролировать биологический ритм человека
Настенная живопись: с помощью специального маркера вы можете рисовать на обоях разноцветные картины и даже создавать на их базе анимацию
Этот сосуд не просто очищает воду с помощью угольного фильтра и УФ-излучения, но и добавляет в нее необходимые минералы, размешивает их в воде, а также охлаждает ее
Лампа-будильник Wake-up Light плавно увеличивает яркость света, имитируя восход солнца. Когда лампа достигает максимальной яркости, человек должен легко проснуться. Если этого не произойдет, его разбудит звуковой сигнал
Прошло время, когда яркость светильника можно было изменить, ввернув в него новую лампу взамен старой. Светодиодные светильники XXI века смогут не только легко менять яркость и цвет, но и проецировать на потолок и стены вращающиеся картинки
Первые iPod отличались довольно простым интерфейсом, но, возможно, в ответ на критику людей с толстыми пальцами механизм управления был изменен. Однако усложненный интерфейс искажал саму идею этого устройства, и тогда появился iPod нынешнего типа. Кажется странным, что разработчики сразу не догадались прийти к сегодняшней структуре управления
К концу ХХ века у автомобилей представительского класса появилось так много функций, что их панели приборов с россыпью клавиш и кнопок стали напоминать самолетные. В 2001 году конструкторы BMW решились на смелый шаг: десятки кнопок заменил многофункциональный контроллер iDrive. Вскоре аналогичные системы появились и на других роскошных машинах
С пульта Beo4 можно управлять любой техникой Bang & Olufsen — телевизором, аудиосистемой, DVD-проигрывателем и другими устройствами. Дизайнеры этой фирмы полагают, что изображение и звук должны приходить к владельцу техники, а не он к ним

«Проходите сюда», — экскурсовод приглашает нас войти в один из шести домов будущего, представленных на выставке Simplicity Event. Внутри мы оказываемся в гостях у молодой пары, которая как раз собралась провести романтический вечер. Если бы наши хозяева жили в обычном доме, то они, скорее всего, зажгли бы свечи, поставили в аудиосистему диск со спокойной музыкой. Но в доме будущего романтическая атмосфера создается гораздо проще: мужчина проводит пальцем по пульту с сенсорной панелью, и освещение в комнате становится приглушенным, затем он выбирает из меню нежный оттенок освещения, а после этого, чтобы стало еще уютнее, проецирует на потолок медленно вращающуюся картинку. Вот вам последние светодиодные технологии. А для выбора подходящей музыки девушка проводит пальцем по тому же пульту: этим движением она изменяет энергичность музыки. Так что влюбленным не придется тратить время на составление подходящей музыкальной подборки.

Жители следующего дома предлагают нам попрощаться с традиционным фотоальбомом — его в их доме заменил альбом цифровой, которым, как мы убеждаемся, пользоваться даже удобней. А вместо записок, которые обычно прикрепляют к дверце холодильника, «люди будущего» используют большую сенсорную панель. Пишете на ней нужный текст, и система создает записку привычного вида, которую вам остается только расположить под иконкой нужного члена семьи. Если же вы хотите, чтобы адресат прочитал вашу записку немедленно, просто наведите ее на нужную иконку, и адресат получит ее, например, в виде sms-сообщения.

Обитатели следующего дома стараются следить за собой и поддерживать хорошую физическую форму. Поэтому у них мы находим весы, которые не только измеряют вес, но и сообщают, насколько следует похудеть, чтобы соответствовать идеальным стандартам, достаточно ли взвешиваемый пьет воды и т. п. Тут же на стене висит табло, показывающее историю вашей фигуры, сегодняшние пропорции и фигуру мечты, к которой вам надо стремиться. Мотивация в этом деле — самое важное. А у семьи из соседнего дома мы обнаруживаем «цифрового тренера»: берете в руки святящиеся гантели, и табло показывает, какие упражнения надо сделать, в каком темпе и сколько раз, и даже контролирует порядок выполнения всех заданий. Ну а пока вы упражняетесь с гантелями, ваш ребенок может нарисовать на специальных обоях разноцветные картинки и даже создать настенную анимацию. Вот вам и секрет счастливого детства. В общем, по версии Philips, нас ждет заманчивое будущее, но оно наступит только в том случае, если люди наконец поймут, что им нужно.

По мнению профессора Массачусетского технологического института и автора книги «Законы простоты» Джона Маэды, несмотря на то, что стремление к простой технике естественно в наше перегруженное различными технологиями время, люди продолжают покупать сложные вещи. «Многим из нас кажется, что чем больше функций, тем лучше прибор, — объясняет Маэда, — а производители техники, разумеется, идут нам навстречу». Но, судя по всему, настала пора переломить этот порядок вещей. iPod стал первой ласточкой. Когда он появился, многие предвещали этому плееру провал, ведь он был довольно беден функционально, а стоил дороже конкурентов. Но за счет простого инновационного управления и проистекающего отсюда стильного дизайна iPod сумел стать №1 cреди цифровых плееров.

Именно успех iPod, судя по всему, подтолкнул Philips произвести ребрендинг, и в 2004 году старый девиз этой компании — Let`s Make Things Better («Сделаем мир лучше») — сменил более четкий: Sense and Simplicity («Разумно и просто»). В том же году в Philips было сформировано новое подразделение — Консультативный совет по реализации концепции «Разумно и просто». Входящие в него независимые эксперты стали думать, до какой степени разумно упростить каждый вид бытовой техники и какие еще аппараты нужны, чтобы сделать нашу жизнь проще. Так что теперь у тех, кто конструирует сложные приборы, появилось как минимум два оппонента. И можно предположить, что в скором будущем их станет куда больше. Но не стоит бояться или радоваться тому, что тяга к простоте станет преградой техническому прогрессу. «Простота заключается лишь в том, чтобы замаскировать сложную технологию», — обнадеживает Джон Маэда.

Статья опубликована в журнале «Популярная механика» (№12, Декабрь 2006).